Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Результаты и обсуждение. Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук

Результаты и обсуждение. Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук

Было проведено исследование по теппинг-тесту 65 младших школьников (результаты тестирования и коэффициента асимметрии приведены в Приложении).

Вычисление коэффициента асимметрии на основании выявленного нормального распределения данного признака в исследуемой группе (рис.1) дало нам возможность выделить три группы испытуемых: праворукие, амбидекстры, леворукие.

На рисунке 1 приведена гистограмма распределения коэффициента асимметрии. Была применена стандартная процедура выделения групп на основе вычисления среднеарифметического и стандартного отклонения.

Рисунок 1. Гистограмма распределение коэффициента мануальной асимметрии

На основании такого деления было выявлено – 32 праворуких ребенка, 25 – амбидекстров - детей с невыраженным доминированием руки, 8 – леворуких детей. В группу леворуких детей вошли кроме явных левшей по коэфициенту асимметрии, два ребенка-амбидекстра, пишущих левой рукой.

Среди праворуких 19 – мальчиков и 13 девочек. Среди амбидекстров 12 – мальчиков, 13 – девочек. Среди левшей 3 – мальчика, 5 – девочек.

Хотелось бы отметить, что большинство детей оказались праворукими, меньше всего леворуких. Что касается такой большой группы амбидекстров, то можно сказать, что согласно литературным данным, вероятно, у них четкого доминирования ведущей руки ещё не произошло, ведь формирование межполушарной асимметрии длительный процесс и мозговая организация окончательно складывается к 10-12 годам, поэтому некоторые нынешние амбидекстры, это в будущем правши или левши.

Согласно литературным данным электроэнцефоллаграмма мозга в этом возрасте, ещё не показывает явной мануальной асимметрии (М. Князева, 2000). Известно, что с возрастом количество амбидекстров уменьшается. Это связано со становлением межполушарной организации мозга. Однако в младшем школьном возрасте пространственная организация мозга еще не установилась (Фарбер с соавт., 2000), и степень доминирования руки может быть важным диагностическим признаком степени мозговой организации и зрелости, связанных с доминированием рук, зон мозга.

Именно поэтому в данной работе используется степень доминирования руки как показатель для выделения групп. Предполагается, что в группах должны проявляться различия в успешности детей, в частности в адаптации, которая для младшего школьника в основном сводится к школьной адаптации и проявляется в оценках своей компетентности и успешности обучения. Дальнейший анализ результатов будет опираться на сравнение трех выделенных групп.


Методы социальной психологии
Существует ряд классификаций методов социальной психологии. Андреева Г.М. предлагает классифицировать методы социальной психологии на две основные группы: · методы социально-психологического исследования и · методы социально-психологического влияния. · Парыгин Б.Д. в своей классификации выделяет 3 группы методов · методы воздействи ...

Обучение приемам «обобщение» и «классификация»
Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предм ...

Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восп ...