Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников

Тревожность – одна из характеристик эмоционального благополучия ребёнка.

Эмоциональное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга его общения – он начинает учиться в школе. Тревожность у младших школьников возникает вследствие фрустрации потребности в надёжности, защищённости со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворённость именно этой потребности, которая в этом возрасте является ведущей. В этом периоде тревожность ещё не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагополучных взаимоотношений с близкими взрослыми.

Рисунок 2. Различия в уровнях тревожности

На рисунке 2 приведены различия средних значений тревожности в выделенных группах детей.

Характеристика уровней тревожности:

1. Состояние тревожности не свойственно

2. Нормальный уровень тревожности

3. Несколько повышенная тревожность

4. Явно повышенная тревожность

5. Очень высокая тревожность (группа риска)

По субшкале социальной желаемости присутствовали баллы от 1 до 8. Критических значений 9 и более дано не было. Это означает, что ответы не были искажены под влиянием фактора социальной желаемости.

Средний балл у амбидекстров - 19.1.Это нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. У праворуких – 20.6, у левшей – 22.7. В этих группах дети обладают несколько повышенной тревожностью, относительно критериев, указанных автором методики. Вероятно это связанно с какими-то ситуациями в школе, семье или другими сложностями.

При этом левши по уровню тревожности отличаются и от правшей и от амбидекстров, а правши и амбидекстры имеют сходные показатели тревожности. Значимые различия в показателях тревожности выявлены между левшами и правшами (U =64,0, p<=0,03), между левшами и амбидекстрами (U =49,5, p<=0,04).

Таким образом, наиболее тревожными оказались левши. Это согласуется с литературными данными о том, что правое полушарие мозга является более эмоционально заинтересованным, чем левое. Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций. Разрушения в правом полушарии (но не в левом) сопровождаются потерей способности выразить или передать своё переживание интонацией голоса. (Н.Н.Данилова/Психофизиология – М., 2001).


Образ и архетип в глубинной психологии
Спустя столетие после Канта готовится еще одна трансформация в концепции образа. Фрейд начал свое исследование тайников человеческого разума с помощью анализа психических образов. Сны, фантазии и ассоциации подверглись тщательному изучению в попытке понять, как психические образы участвуют в развитии личности, психопатологии и нашем пер ...

Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе
Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ». 1. Общая организация урока. 1.1 Последовательность и распределение этапов по времени. Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов: - организационное начало урока; - повторение домашнего задания; - основной этап; ...

Выводы
1. Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы: * В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ...