Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников

Тревожность – одна из характеристик эмоционального благополучия ребёнка.

Эмоциональное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга его общения – он начинает учиться в школе. Тревожность у младших школьников возникает вследствие фрустрации потребности в надёжности, защищённости со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворённость именно этой потребности, которая в этом возрасте является ведущей. В этом периоде тревожность ещё не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагополучных взаимоотношений с близкими взрослыми.

Рисунок 2. Различия в уровнях тревожности

На рисунке 2 приведены различия средних значений тревожности в выделенных группах детей.

Характеристика уровней тревожности:

1. Состояние тревожности не свойственно

2. Нормальный уровень тревожности

3. Несколько повышенная тревожность

4. Явно повышенная тревожность

5. Очень высокая тревожность (группа риска)

По субшкале социальной желаемости присутствовали баллы от 1 до 8. Критических значений 9 и более дано не было. Это означает, что ответы не были искажены под влиянием фактора социальной желаемости.

Средний балл у амбидекстров - 19.1.Это нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. У праворуких – 20.6, у левшей – 22.7. В этих группах дети обладают несколько повышенной тревожностью, относительно критериев, указанных автором методики. Вероятно это связанно с какими-то ситуациями в школе, семье или другими сложностями.

При этом левши по уровню тревожности отличаются и от правшей и от амбидекстров, а правши и амбидекстры имеют сходные показатели тревожности. Значимые различия в показателях тревожности выявлены между левшами и правшами (U =64,0, p<=0,03), между левшами и амбидекстрами (U =49,5, p<=0,04).

Таким образом, наиболее тревожными оказались левши. Это согласуется с литературными данными о том, что правое полушарие мозга является более эмоционально заинтересованным, чем левое. Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций. Разрушения в правом полушарии (но не в левом) сопровождаются потерей способности выразить или передать своё переживание интонацией голоса. (Н.Н.Данилова/Психофизиология – М., 2001).


Обучение мнемическому приему «группировка»
Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения: - первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), с ...

Принципы психологического воздействия
Механизмы психологического воздействия — закономерности его осуществления в различных условиях. Убеждение — это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем,чтобы последний принял ...

Синдром философской/метафизической интоксикации
Ведущим симптомом являются непрерывные размышления о философских и социальных проблемах: о смысле жизни и смерти, о предназначении человечества, о самосовершенствовании, об улучшении жизни общества, о путях устранения опасностей, грозящих людям, о соотношении мозга и сознания, о матери и душе, о пятом измерении, о шестом чувстве и т.п. ...