Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер

Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер

В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные исследования выделенных групп по методике С. Хартер, которая направлена на выявление компетентности в различных сферах деятельности: познавательной, в общении со сверстниками, во внеурочной деятельности, общее самоприятие.

В Приложение приведены оценки по различным видам компетентности в группах леворуких, амбидекстров и праворуких. На рисунке 3 даны средние значения показателей компетентности в различных сферах, полученные для групп с разной выраженностью мануальной асимметрии.

Рисунок 3. Различия по компетентности

Как видно на гистограмме по выраженности познавательной компетентности серьезных различий между группами не наблюдается. Вероятно, этот факт отражает общевозрастную тенденцию – ведущая деятельность младшего школьного возраста – это учебная деятельность, дети стараются, их старания поощряются и это создает уверенность в своей компетентности.

По другим показателям компетентности наблюдаются значимые различия между группами. Оценка различий между группами проводилась по критерию Манна – Уитни. При этом особое положение занимают амбидекстры.

Обращает на себя внимание факт, что наименьшая компетентность по всем показателям, кроме познавательной компетентности, обнаруживается у амбидекстров. В общении со сверстниками различия между амбидекстрами и правшами - (U=252,0; p<0,02). По компетентности во внеурочной деятельности (U=219,0; p<0,003) и общему самоприятию (U=237,0; p<0,01) различия также достигают значимого уровня.

Различия между амбидекстрами и левшами по общению со сверстниками еще выше, чем с правшами (U=41,0; p<0,02) - во внеурочной деятельности достигают уровня (U=50,5; p<0,04). По общему самоприятию также наблюдаются различия (U=50,0; p<0,02).

Таким образом, худшую компетентность в общении со сверстниками обнаруживают амбидекстры, и это характерно для других рассматриваемых сфер компетентности, кроме познавательной. Эти данные свидетельствуют о том, что у амбидекстров компетентность в целом ниже, чем даже у леворуких.

Следовательно, у амбидекстров наблюдается худшая компетентность, чем у праворуких и леворуких, что опять указывает на то, что степень доминирования руки может оказывать то или иное влияние на различные сферы деятельности ребенка.


Влияние профессионально-этических требований на личность врача
Работа врача зачастую подразумевает оказание не только медицинской помощи, но и глубокого психологического влияния, поэтому специальные требования к наличию профессиональных и этических принципов являются наиболее существенными. В связи с этим встает вопрос о том, каким образом наличие определенных профессиональных предписаний может сфо ...

Темперамент и личность
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоционально ...

Теоретические аспекты изучения проблемы психологического портрета врача. Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача
Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Для общества совсем не безразлично, кто избирает себе профессию врача и как он выполняет моральные обязанности, налагаемые ...