Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер

Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер

В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные исследования выделенных групп по методике С. Хартер, которая направлена на выявление компетентности в различных сферах деятельности: познавательной, в общении со сверстниками, во внеурочной деятельности, общее самоприятие.

В Приложение приведены оценки по различным видам компетентности в группах леворуких, амбидекстров и праворуких. На рисунке 3 даны средние значения показателей компетентности в различных сферах, полученные для групп с разной выраженностью мануальной асимметрии.

Рисунок 3. Различия по компетентности

Как видно на гистограмме по выраженности познавательной компетентности серьезных различий между группами не наблюдается. Вероятно, этот факт отражает общевозрастную тенденцию – ведущая деятельность младшего школьного возраста – это учебная деятельность, дети стараются, их старания поощряются и это создает уверенность в своей компетентности.

По другим показателям компетентности наблюдаются значимые различия между группами. Оценка различий между группами проводилась по критерию Манна – Уитни. При этом особое положение занимают амбидекстры.

Обращает на себя внимание факт, что наименьшая компетентность по всем показателям, кроме познавательной компетентности, обнаруживается у амбидекстров. В общении со сверстниками различия между амбидекстрами и правшами - (U=252,0; p<0,02). По компетентности во внеурочной деятельности (U=219,0; p<0,003) и общему самоприятию (U=237,0; p<0,01) различия также достигают значимого уровня.

Различия между амбидекстрами и левшами по общению со сверстниками еще выше, чем с правшами (U=41,0; p<0,02) - во внеурочной деятельности достигают уровня (U=50,5; p<0,04). По общему самоприятию также наблюдаются различия (U=50,0; p<0,02).

Таким образом, худшую компетентность в общении со сверстниками обнаруживают амбидекстры, и это характерно для других рассматриваемых сфер компетентности, кроме познавательной. Эти данные свидетельствуют о том, что у амбидекстров компетентность в целом ниже, чем даже у леворуких.

Следовательно, у амбидекстров наблюдается худшая компетентность, чем у праворуких и леворуких, что опять указывает на то, что степень доминирования руки может оказывать то или иное влияние на различные сферы деятельности ребенка.


Речевая готовность ребенка к школе
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита ...

Принципы индивидуальной психологии
1. Целостность. Адлер считал, что психика человека представляет собой единую самосогласующуюся сущность. Отсюда Адлер вывел понятие «индивидуальность», т.к. в латыни «individium» означает «неделимый». Адлер считал, что никакое психическое явление нельзя рассматривать в отрыве от личности в целом. Поэтому целью индивидуальной психологии ...

Сопоставительный анализ полученных результатов.
При сопоставлении полученных показателей мы получили следующую картину соотнесения статуса объекта и уровня его самооценки (рис. 7). Рис. 7. Общегрупповое сопоставление показателей статуса и самооценки. Для получения более детальной количественной характеристики скоррелируем между собой полученные показатели. При этом мы используем ...