Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер

Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер

В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные исследования выделенных групп по методике С. Хартер, которая направлена на выявление компетентности в различных сферах деятельности: познавательной, в общении со сверстниками, во внеурочной деятельности, общее самоприятие.

В Приложение приведены оценки по различным видам компетентности в группах леворуких, амбидекстров и праворуких. На рисунке 3 даны средние значения показателей компетентности в различных сферах, полученные для групп с разной выраженностью мануальной асимметрии.

Рисунок 3. Различия по компетентности

Как видно на гистограмме по выраженности познавательной компетентности серьезных различий между группами не наблюдается. Вероятно, этот факт отражает общевозрастную тенденцию – ведущая деятельность младшего школьного возраста – это учебная деятельность, дети стараются, их старания поощряются и это создает уверенность в своей компетентности.

По другим показателям компетентности наблюдаются значимые различия между группами. Оценка различий между группами проводилась по критерию Манна – Уитни. При этом особое положение занимают амбидекстры.

Обращает на себя внимание факт, что наименьшая компетентность по всем показателям, кроме познавательной компетентности, обнаруживается у амбидекстров. В общении со сверстниками различия между амбидекстрами и правшами - (U=252,0; p<0,02). По компетентности во внеурочной деятельности (U=219,0; p<0,003) и общему самоприятию (U=237,0; p<0,01) различия также достигают значимого уровня.

Различия между амбидекстрами и левшами по общению со сверстниками еще выше, чем с правшами (U=41,0; p<0,02) - во внеурочной деятельности достигают уровня (U=50,5; p<0,04). По общему самоприятию также наблюдаются различия (U=50,0; p<0,02).

Таким образом, худшую компетентность в общении со сверстниками обнаруживают амбидекстры, и это характерно для других рассматриваемых сфер компетентности, кроме познавательной. Эти данные свидетельствуют о том, что у амбидекстров компетентность в целом ниже, чем даже у леворуких.

Следовательно, у амбидекстров наблюдается худшая компетентность, чем у праворуких и леворуких, что опять указывает на то, что степень доминирования руки может оказывать то или иное влияние на различные сферы деятельности ребенка.


Память
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как ...

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксопа так. же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во ...

Пророки и революционеры
Любопытно, каким образом великие успехи в области политики и религии народов нередко бывали вызваны или, по крайней мере, намечались благодаря помешанным или полупомешанным. Причина такого явления очевидна: только в них, в этих фанатиках, рядом с оригинальностью, составляющей неотъемлемую принадлежность как гениальных людей, так и поме ...