Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Самосознание, самооценка, самовосприятие как сознание самости

Самосознание, самооценка, самовосприятие как сознание самости
Страница 1

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции

человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания.

Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной

(реальной, объективной) и неадекватной.

В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной.

Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека.

Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или "образа Я".

"Образ Я" определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. В психологических исследованиях "образа Я" выделяют несколько автономных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути 29.

Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифферен-цированности,

измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.

Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав "образа Я",

его значимости для индивида. Люди могут различаться и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних "образ Я" в центре сознания, у других — на периферии), и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие — социальным, третьи — духовным.

В-третьих, это степень внутренней цельности,

последовательности "образа Я". Он может отличаться внутренней согласованностью либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость, непоследовательность "образа Я" вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, это степень устойчивости "образа Я"

Страницы: 1 2 3


Выводы и практические рекомендации
На основе исследования видно, что у детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Для более высокого уровня развития видов мышления необходимо проведение коррекционной работы по развитию мышления младших школьников. Умственное развитие ребёнка - сложный многогранный процесс. Диагностические программы помогут учителю исследоват ...

Конфликты как феномен социума. Понятие и природа конфликта
Ещё давно, до рождения социологии существовали теории, которые рассматривали общество, в качестве организованного конфликта, или борьбы между индивидами и различными социальными группами. Конфликты были всегда, например, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Первые п ...

Методика определения удовлетворенности потребностей работников Департамента социального развития Тюменской области методом парных сравнений
Цель данного исследования определить степень удовлетворенности у работников Департамента социального развития Тюменской области пяти видов потребностей, таких, как: материальные, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении. Интерпретация результатов производил ...