Особенности подросткового развития
Страница 9

Центральный психологический процесс в самосознании - это формирование личной идентичности,

чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, впрочем во многом иллюзорны и многие юношеские жизненные планы.

Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что способен. Есть два способа самопознания: один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутыми результатами. Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую примерку. Многие нелогичные, с точки зрения взрослых, поступки объясняются не столько желанием выделиться в глазах других, завоевать популярность, сколько именно потребностью самопроверки своей решительности, отваги, а главное — подтверждения своего бытия. Второй путь самооценки — социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Но они часто расходятся. Поэтому возникает необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.

Самооценка часто служит средством психологической защиты.

Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. В

юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие - важнейший признак становления личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я — лично отвечаю за это!".

Но на пути к этому надо приобрести опыт, совершать ошибки и учиться на них.

Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд

отмечает, что для того чтобы жить и действовать в обществе, особенно важно, чтобы молодой человек мог рано начать готовиться и упражняться в творчески-социальной сфере, чтобы это новое искусство помогло ему выработать свой собственный взгляд на трудную ситуацию развития. В юности важно, несмотря на ограничение материальными условиями (зависимость от других, от родителей), на ограничение духовными и культурными запретами, создать нечто личное и единственное в своем роде. Свобода в создании собственного положения должна быть открыта и отработана в юности. Жизненная необходимость юности отчетливо проявляется в случаях, когда человек не имеет возможности прожить этот период. Б.Ливехуд анализирует особенности развития молодых людей, которые в период юности включаются в профессиональную жизнь и непосредственно попадают в общество взрослых. В этом случае открытие самого себя осуществляется шокирующим образом и в тот момент, когда собственное Я еще недостаточно стойко созрело, чтобы достойно пережить это испытание. Хотя экономическая независимость наступает здесь рано и вынужденно занимает важное и слишком высоко оцениваемое место, все же духовная несвобода при создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ситуаций все еще велика. (52)

Юность — стадия консолидации сил для выхода в самостоятельную жизнь, для формирования психологической установки на взрослую, серьезную жизнь. "Прежде чем вступить в пору зрелости, на арену самостоятельной борьбы за существование, самостоятельной работы, — пишет В.В.Зеньковский,

— переживаем мы юность, в течение которой мы, уже познав действительность, зная уже себя, овладев уже основным материалом социальной традиции, как бы на "главной репетиции" подводим итоги подготовительной работе".(53)

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Последний штрих. Обобщение ответа
Ответ почти закончен, но именно на этом этапе на сцену выходит такая важнейшая вещь, как правильное завершение ответа. Оно, как последний штрих в рисунке, в пределе может сделать его или гениальным - или бездарным. Ответ, конечно же, нужно обобщить. Обобщение, однако, не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений о ...

Агрессия как самоутверждение
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad —"на"), т. е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi ...

Психосексуальные стадии развития.
Сексуальный инстинкт ребенка очень сложен, он допускает разложение на множество компонентов, которые ведут происхождение из различных источников. Прежде всего, сексуальный инстинкт совершенно не зависит от функции размножения. Его цель – получение удовольствий различного рода. Это удовольствие можно рассматривать как сексуальное наслажд ...