Обсуждение результатов

Результаты обработки данных по методике «Распределение ролей в семье» (в том случае, когда тестировались оба супруга) говорят о том, что существует разница между НПС и ВПС по степени участия супругов в выполнении ролей организатора развлечений и организатора семейной субкультуры.

Причем супруги из НПС считают, что в организации развлечений лидирует жена, а в организации субкультуры участвуют оба в равной степени. Супруги же из ВПС считают, что мужья больше участвуют в организации развлечений, равно как и в организации семейной субкультуры.

Учитывая то, что максимальный балл равен 4, минимальный 1, а средний 2,5 и «чем выше балл, тем в большей степени данная роль … реализуется женой, чем ниже – реализуется мужем» /Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Л.М., 1987, с.40/, мы можем приступить к дальнейшему анализу.

Когда сравнивались женщины из НПС и из ВПС, то выяснилось, что между ними есть разница по степени участия в выполнении роли организатора развлечений. При этом жены из НПС считают, что они участвуют больше, чем их мужья в выполнении этой роли. А жены из ВПС считают, что они меньше своих мужей участвуют в выполнении этой роли.

При сравнении мужей из разных типов семей мы выяснили, что мужья из НПС считают, что их жены больше, чем они, участвуют в выполнении роли организатора развлечений, тогда как в роли организатора семейной субкультуры они оба участвуют в равной степени. Мужья же из ВПС считают, что они больше, чем их жены, участвуют в выполнении этих двух ролей.

Проверка с помощью сравнения обоих супругов внутри позволила нам судить о том, что не существует статистически значимого различия во мнениях мужа и жены относительно характера распределения ролей в семье. Это касается обоих типов семей.

Обобщая данные, скажем, что супруги из НПС согласны во мнении, что жена участвует в большей степени в выполнении следующих ролей: воспитателя детей, создателя эмоционального климата, организатора развлечений, «хозяйки» и организатора семейной субкультуры. В свою очередь, мужья, по мнению обоих супругов, участвуют больше в материальном обеспечении семьи и выполняют роль сексуального партнера.

В ВПС жены выполняют следующие роли: воспитателя детей, создателя эмоционального климата и «хозяйки». Мужья занимаются преимущественно материальным обеспечением, организацией развлечений и семейной субкультуры, а также выполняют роль сексуального партнера.

Результаты по методике «ДМО» Т.Лири. Сравнение супругов из НПС с супругами из ВПС не показало статистически значимых различий в предпочитаемых тенденциях и типах межличностных отношений. К такому же выводу мы пришли, сравнивая мужей из НПС и из ВПС.

При сравнении жен из НПС и из ВПС было выявлено различие между ними в тенденции к доминированию (жены из НПС более доминантны, чем жены из ВПС) и в типе «Подчинение» (жены из ВПС склонны подчиняться в большей степени, нежели жены из НПС).

Сравнение супругов – представителей НПС показало большую, по сравнению с женами, склонность мужей использовать тип «Подчинение».

Сравнение мужа и жены как представителей ВПС обнаружило тенденцию мужей доминировать больше, чем их жены.

И, наконец, обработка автобиографических данных позволила нам заключить, что степень воцерковленности супругов влияет на субъективное признание ими определенного типа главенства в семье: тогда, как 20 человек из ВПС ответили, что глава в их семье – муж, из НПС 10 человек заявило, что у них равноправие,

7 – что жена является главой и только 3 – что глава муж.


Игра как ввд в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутрення ...

Психологическое заключение и рекомендации по успешной адаптации ребёнка в школе
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная ...

Педагогические способности
Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенност ...