Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Экспериментальные исследования особенностей самосознания старших подростков. Методика проведения исследования

Экспериментальные исследования особенностей самосознания старших подростков. Методика проведения исследования

Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Проводилось эксперимент в двух возрастных группах: 1 группа в возрасте 10-12 лет и 2 группа в возрасте 14-15 лет в г.Донской Тульской области, в средней школе № 6. Количество детей в каждой группе 10 человек. После получения результатов был проведён самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ. В работе использовался блок методик, направленный на изучение содержательно-структурных особенностей самосознания подростков:

1). методика личностного дифференциала (ЛД), разработанная на базе современного русского языка и отражающая сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений (См. Приложение 1);

2). методика определения мотивации достижения - модификационный вариант теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников (См. Приложение 2);

3). опросник Плутчика – Келлермана – Конте (Life Style Index), выявляющий наиболее характерные для личности механизмы психологической защиты (См. Приложение 3);

4). методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан на исследование самооценки, основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. (См. Приложение 4);

5). тест-опросник самоотношения В.В.Столина и Р.С.Пантелеева, позволяющая выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: а) глобальное самоотношение;б) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; в) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я" (См. Приложение 5);

6) тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда "Кто я?", определяющий социальную идентичность, или образ социального Я, называемый "образ-Я в группе". (См. Приложение 6)

7) математико-статистические методы обработки полученных данных.


Когда идти отвечать
Итак, вы пришли на экзамен. Когда зайти в аудиторию – решайте сами. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить “отлично”, задают меньше дополнительных вопросов. В это время легче отвечать – при существенных пробелах в ...

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980)
Анатолий Александрович Смирнов родился 24 октября 1894 г. в городе Руза Московской губернии в семье присяжного поверенного. Он рано потерял мать и воспитывался в семье тетки. После окончания в 1912 г. Варшавской гимназии А. А. Смирнов поступил на историко-филологический факультет Московского государственного университета. В том же году ...

Понятие и сущность конфликтов, и их особенности
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взято ...