Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Математико-статистическая обработка полученных данных

Математико-статистическая обработка полученных данных

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, а именно: выявления различий между группами младших и старших подростков, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют f-критерий Стъюдента.

Его основная формула выглядит следующим образом:

подростковый самосознание самоактуализация

где х{ — среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;

mt и тг — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

/и, и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

где St — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

Л — выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

я, — число частных значений переменной в первой выборке;

п2 — число частных значений переменной по второй выборке.

После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице 32 для заданного числа степеней свободы, равного п, + п.2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки1 находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Результаты будем сравнивать по всем тестам, используя компьютерную программу "БИОСТАТ".

Для наглядности представим полученные вычисления в виде таблицы 4.

Таблица 4. Результаты математико-статистической обработки экспериментальных данных

Сравним полученные критерии с табличными:

* при числе степеней свободы 30 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,04; * при числе степеней свободы 40 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,02.

Наше значение степеней свободы = 38, а полученные показатели гораздо больше табличных значений 2,04 и 2,02.

Полученные данные говорят о том, что сравниваемые средние значения двух выборок, статистически достоверно отличаются друг от друга.

Таким образом, гипотеза подтвердилась.


Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Методика «Воспроизведение двух рядов слов». Полученные результаты по изучению объема кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием отражены в таблице 2. Таблица 2- Сравнительная оценка объема кратковременной памяти уровень всего высокий средний низкий Де ...

Конфликты как феномен социума. Понятие и природа конфликта
Ещё давно, до рождения социологии существовали теории, которые рассматривали общество, в качестве организованного конфликта, или борьбы между индивидами и различными социальными группами. Конфликты были всегда, например, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Первые п ...

Практические аспекты профессиональных деформаций на примере департаметна социального развития тюменской области
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему профессиональных деформаций на примере Департамента социального развития Тюменской области глазами ее непосредственных участников. Оно было проведено в городе Тюмени в 2007 году, опрашивались люди, выбранные методом случайного отбора баз возрастных, половых и образ ...