Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Математико-статистическая обработка полученных данных

Математико-статистическая обработка полученных данных

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, а именно: выявления различий между группами младших и старших подростков, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют f-критерий Стъюдента.

Его основная формула выглядит следующим образом:

подростковый самосознание самоактуализация

где х{ — среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;

mt и тг — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

/и, и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

где St — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

Л — выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

я, — число частных значений переменной в первой выборке;

п2 — число частных значений переменной по второй выборке.

После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице 32 для заданного числа степеней свободы, равного п, + п.2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки1 находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Результаты будем сравнивать по всем тестам, используя компьютерную программу "БИОСТАТ".

Для наглядности представим полученные вычисления в виде таблицы 4.

Таблица 4. Результаты математико-статистической обработки экспериментальных данных

Сравним полученные критерии с табличными:

* при числе степеней свободы 30 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,04; * при числе степеней свободы 40 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,02.

Наше значение степеней свободы = 38, а полученные показатели гораздо больше табличных значений 2,04 и 2,02.

Полученные данные говорят о том, что сравниваемые средние значения двух выборок, статистически достоверно отличаются друг от друга.

Таким образом, гипотеза подтвердилась.


Типы семей по способу распределения ролей
Как уже говорилось, характер распределения обязанностей по их выполнению между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные. Причем в традиционном браке роли и обязанности могут жестко распределяться по взаимному соглашению или по нормам, предписанным половыми ролями /Суслова Т.Ф., 1999, с.48/. Например ...

Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК. В последнее десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-пе ...

Нарушение влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, нередко периодически повторяются. Во время приступа пациент обычно захвачен влечением, оно идентифицирует ...