Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Математико-статистическая обработка полученных данных

Математико-статистическая обработка полученных данных

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, а именно: выявления различий между группами младших и старших подростков, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют f-критерий Стъюдента.

Его основная формула выглядит следующим образом:

подростковый самосознание самоактуализация

где х{ — среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;

mt и тг — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

/и, и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

где St — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

Л — выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

я, — число частных значений переменной в первой выборке;

п2 — число частных значений переменной по второй выборке.

После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице 32 для заданного числа степеней свободы, равного п, + п.2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки1 находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Результаты будем сравнивать по всем тестам, используя компьютерную программу "БИОСТАТ".

Для наглядности представим полученные вычисления в виде таблицы 4.

Таблица 4. Результаты математико-статистической обработки экспериментальных данных

Сравним полученные критерии с табличными:

* при числе степеней свободы 30 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,04; * при числе степеней свободы 40 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,02.

Наше значение степеней свободы = 38, а полученные показатели гораздо больше табличных значений 2,04 и 2,02.

Полученные данные говорят о том, что сравниваемые средние значения двух выборок, статистически достоверно отличаются друг от друга.

Таким образом, гипотеза подтвердилась.


Критерии оценки теории личности
Любой человек способен выдвинуть свою собственную теорию личности, но для того, чтобы она была признана справедливой и получила признание, она должна отвечать ряду приведенных ниже требований. 1. Верифицируемость. Теория оценивается с точки зрения проверки ее независимыми исследователями. Это означает, что теория должна содержать конце ...

Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и феменинные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения. Этапы исследования: 1-й этап: констатирующий эксперимент, направленный на изучение ге ...

Рекомендации по результатам исследования для психологического консультирования членов НПС и ВПС
В методике Т.Лири минимальным значением, соответствующим искренности испытуемого, является 4 балла. В группе НПС мы получили ответы сомнительной достоверности у 4 человек, а в группе ВПС – у 8 человек. Нам кажется, что мы можем проследить причинно-следственную связь. Процесс тестирования с целью диагностики особенностей распределения ...