Как развивать произвольную память?
Страница 1

Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:

1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память) задачу.

Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения. Ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного воспроизведения и запоминания. При этом наиболее эффективными являются условия игровой деятельности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл.

Что значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это значит:

— уметь внимательно выслушать задание до конца;

— стремиться активно запомнить необходимую информацию;

— пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую информацию.

В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внимательно выслушать небольшое задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не требуется.

Активное запоминание нужной информации предполагает овладение элементарной формой повторения, как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания:

ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине — см. игру «Купи в магазине .»). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоминания.

Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания. Оно часто сопровождается паузами, отведением в сторону взгляда, прищуриванием. При отсутствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению — это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее хоть какую-то забытую информацию.

Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному.

2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения.

На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему развитию приема «повторения», поскольку он легче всего формируется и овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию — функцию воспроизведения. «Воспроизводящее повторение» — это повторение не по ходу восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное воспроизведение ребенком задания. О том, как обучать приему «повторение» вы узнаете в разделе «Как нужно повторять?»

Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом «повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим приемам запоминания. Они, как это видно уже из их названия, основаны на тех или иных способах логического мышления. К числу таких приемов относятся, например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация». Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствующее умственное действие, а на втором — ребенок

обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения.

В возрасте 5—7 лет мы рекомендуем делать акцент на развитии мнемических приемов «группировка» и «смысловое соотнесение». О том, как обучать этим приемам, вы узнаете из соответствующих разделов, представленных ниже. Что касается мнемического приема «схематизация», то в этот период он формируется сначала только как прием логического мышления (см. «Тренировка логического мышления»). Как мнемический прием его целесообразно формировать тогда, когда малыш начнет обучение в школе (с 7—8 лет).

Страницы: 1 2


Научение через моделирование
Если бы приобретение навыков целиком зависело от результата наших собственных действий, то оно бы было малоэффективным или потенциально опасным. Но люди, кроме прямого опыта, используют также вербальную передачу информации, т.е. люди передают друг другу информацию, необходимую для освоения сложных навыков. С точки зрения Бандуры люди ф ...

Организация, методы и методики, результаты исследования и их интерпретация. Организация исследования
Исследование проводилось в РКБ № 1. В соответствие с целью и задачами исследования проводилось исследование формально-динамических особенностей медицинских работников и связь данных особенностей с уровнем тревожности. Было обследовано 32 человека. Среди них 12 врачей и 20 медицинских сестер. Возраст испытуемых – от 30 до 50 лет, стаж р ...

Совладающее поведение в экстремальных ситуациях
При обязательном построении внутренней прогностической модели своей деятельности субъект предвидит и вероятностно оценивает возможность возникновения разного рода нежелательных обстоятельств, характер их отрицательных влияний на его деятельность и реальную угрозу, которую они могут для нее представлять. В профессиях, сопряженных с риско ...