Как развивать произвольную память?
Страница 1

Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:

1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память) задачу.

Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения. Ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного воспроизведения и запоминания. При этом наиболее эффективными являются условия игровой деятельности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл.

Что значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это значит:

— уметь внимательно выслушать задание до конца;

— стремиться активно запомнить необходимую информацию;

— пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую информацию.

В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внимательно выслушать небольшое задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не требуется.

Активное запоминание нужной информации предполагает овладение элементарной формой повторения, как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания:

ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине — см. игру «Купи в магазине .»). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоминания.

Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания. Оно часто сопровождается паузами, отведением в сторону взгляда, прищуриванием. При отсутствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению — это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее хоть какую-то забытую информацию.

Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному.

2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения.

На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему развитию приема «повторения», поскольку он легче всего формируется и овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию — функцию воспроизведения. «Воспроизводящее повторение» — это повторение не по ходу восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное воспроизведение ребенком задания. О том, как обучать приему «повторение» вы узнаете в разделе «Как нужно повторять?»

Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом «повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим приемам запоминания. Они, как это видно уже из их названия, основаны на тех или иных способах логического мышления. К числу таких приемов относятся, например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация». Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствующее умственное действие, а на втором — ребенок

обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения.

В возрасте 5—7 лет мы рекомендуем делать акцент на развитии мнемических приемов «группировка» и «смысловое соотнесение». О том, как обучать этим приемам, вы узнаете из соответствующих разделов, представленных ниже. Что касается мнемического приема «схематизация», то в этот период он формируется сначала только как прием логического мышления (см. «Тренировка логического мышления»). Как мнемический прием его целесообразно формировать тогда, когда малыш начнет обучение в школе (с 7—8 лет).

Страницы: 1 2


Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них. 1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею р ...

Внутриличностный конфликт. Понятие внутриличностного конфликта
Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.[ [1] ] 1. Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и ...

Система высшего образования в Республики Беларусь
В каждой стране существует своя система образования. И Республика Беларусь не является исключением. В нашей стране образование делиться на основное и дополнительное. Нас интересует основное, а точнее высшее образование, которое входит в основное, а не в дополнительное образование. Основное образование в Республике Беларусь включает след ...