Выводы

1. Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

* В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

* Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

* Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности - самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках самосознания, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта. Из литературных источников можно сделать вывод,

· что самосознание– вершина сознания.

· оно является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;

· самосознание существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а самосознание – знание себя, которое формируется в процессе социализации.

2. Младшие подростки менее критичны к себе, большинство их них обладает недостаточным самоконтролем, неспособностью держаться принятой линии поведения, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок, они более импульсивны. Старшие же подростки, в большинстве своём, критичны по отношению к самому себе, не удовлетворены собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, у них недостаточный уровень принятия самого себя.

3. У старших подростков доминирует мотив "Избегания неудач", а у младших подростков - "стремление к успеху".

4. Более "детские способы" защитных механизмов, а именно: отрицанием, вытеснением, проекцией как способом обезвредить психологически травмирующие моменты, обладают младшие подростки, а старшие подростки используют способы, учитывающие усвоение социального опыта: замещение, компенсацию, идентификацию и рационализацию.

5. Уровень притязаний и самооценки у младших подростков существенно завышен, а у старших подростков данные показатели находятся на среднем уровне, младшие подростки более оптимистичны в своих оценках как себя, так и окружающих, в то время как старшие подростки более неуверенны в себе.

6. Младшие подростки чаще всего обращают внимание на свою социальную роль и на собственную индивидуальность, а старшие подростки чаще всего воспринимают себя как объект во времени и в пространстве.

7. Полученные математико-статистические данные говорят о том, что сравниваемые средние значения двух выборок, статистически достоверно отличаются друг от друга.

Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что она действительно имеет практическую значимость, важность. Так как исследование подросткового самосознания ведется более 50-ти лет, а единого подхода в теории до сих пор нет. По мере проведения нашего исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи выполнили. Наша гипотеза подтвердилась.


Выявление противоречий
Анализ. По своей сути это - объективное замечание. Заметив противоречие в вашем ответе, экзаменатор не указывает на него прямо, а наводящими вопросами пробует подвести вас к самостоятельному осознанию этого противоречия. Например. «Ну, а если это так, то почему это вот так?». Если вы не видите несоответствия в своих утверждениях, то эк ...

Стратегии женщин в деловой сфере
Как ведут себя женщины в ситуациях дискриминации: в оплате труда, при найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в должности, в повышении квалификации, в управлении? Они прибегают к защитным стратегиям. Вот примеры такого менеджмента: 1) «сверхфункционирование на работе», то есть женщины проводят на рабочем месте больше ...

Выписка из журнала психологического запроса с подростками
Содержание запроса Ф.И.О. запрашивае мого Дата запроса рекомендации   Как поддержать подростка в период депрессии? Мама мальчика 8 класса Малова И.В. 29.09.09 Если ребенок в состоянии депрессии, сделайте следующее: Особенно ярко проявляйте свою поддержку и посоветуйте родителям проявлять любовь. ...