Информация » Психологические основы обучения операторов » Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора

Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора

В качестве психологических характеристик человека-оператора, осуществляющего управляющие функции в системе «человек—машина—среда», рассматриваются показатели, которые определяют процессы приема, переработки и передачи информации, а также индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомоторики, мотивации, воли, эмоций).

Трудовая деятельность человека организуется, направляется и регулируется в соответствии с исходными причинами, которые определяют характер рабочей активности индивида, а также в соответствии с ожидаемыми результатами деятельности.

Решение трудовых задач начинается с процесса приема исходной информации, который может осуществляться с использованием в качестве носителей информации сигналов различной модальности. Каналы приема информации характеризуются функциональными возможностями различных анализаторов.

Процессы переработки информации основаны на использовании различных способов ее анализа, синтеза и трансформации, принятия решения, предвидения возможного изменения ситуации и т. п. Интеллектуальная деятельность по преобразованию информации и решению трудовых задач обеспечивается функциями различных видов и форм памяти и мышления человека.

Реализация принятых решений, завершение определенных циклов трудовых операций и отдельных действий осуществляется с помощью различных управляющих воздействий, в основе которых лежат психомоторные реакции и речевые сообщения (команды), характеризующиеся пространственно-временными параметрами, точностью, смыслом и т. д.

Особенности информационного взаимодействия человека с техническими компонентами СЧМС зависят от организации рабочего места специалиста, степени соответствия размещения элементов рабочего места (положения отдельных индикаторов, органов управления, их взаиморасположения и т, д.) особенностям строения и размерам отдельных частей тела человека, динамическим возможностям их перемещений при работе с элементами пульта управления.

В процессе деятельности рабочая нагрузка (в том числе и умственная), связанная с выполнением трудовых задач, сопровождается определенными усилиями, степень адекватности которых величине нагрузки обусловливает уровень успешности решения задач и отражает функциональную напряженность деятельности и подготовленность к ней. Напряженность психических и физиологических функций характеризует сложность интеллектуальной деятельности и зависит от психофизиологических и личностных ресурсов человека.


Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора. Программа эмпирического исследования
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как 1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну; 2) коммуникативную способность, так как юм ...

Игра как ввд в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутрення ...

Специфика взаимоотношений больного и врача
Выполнение профессиональных обязанностей во врачебной деятельности по утверждениям С.Л. Соловьева требует «вхождения» в ситуацию болезни и ее переживания больным. Болезнь ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, первой эмоциональной реакцией на которую является страх, та пускающий, в свою о ...