Информация » Психологические основы обучения операторов » Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора

Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора

В качестве психологических характеристик человека-оператора, осуществляющего управляющие функции в системе «человек—машина—среда», рассматриваются показатели, которые определяют процессы приема, переработки и передачи информации, а также индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомоторики, мотивации, воли, эмоций).

Трудовая деятельность человека организуется, направляется и регулируется в соответствии с исходными причинами, которые определяют характер рабочей активности индивида, а также в соответствии с ожидаемыми результатами деятельности.

Решение трудовых задач начинается с процесса приема исходной информации, который может осуществляться с использованием в качестве носителей информации сигналов различной модальности. Каналы приема информации характеризуются функциональными возможностями различных анализаторов.

Процессы переработки информации основаны на использовании различных способов ее анализа, синтеза и трансформации, принятия решения, предвидения возможного изменения ситуации и т. п. Интеллектуальная деятельность по преобразованию информации и решению трудовых задач обеспечивается функциями различных видов и форм памяти и мышления человека.

Реализация принятых решений, завершение определенных циклов трудовых операций и отдельных действий осуществляется с помощью различных управляющих воздействий, в основе которых лежат психомоторные реакции и речевые сообщения (команды), характеризующиеся пространственно-временными параметрами, точностью, смыслом и т. д.

Особенности информационного взаимодействия человека с техническими компонентами СЧМС зависят от организации рабочего места специалиста, степени соответствия размещения элементов рабочего места (положения отдельных индикаторов, органов управления, их взаиморасположения и т, д.) особенностям строения и размерам отдельных частей тела человека, динамическим возможностям их перемещений при работе с элементами пульта управления.

В процессе деятельности рабочая нагрузка (в том числе и умственная), связанная с выполнением трудовых задач, сопровождается определенными усилиями, степень адекватности которых величине нагрузки обусловливает уровень успешности решения задач и отражает функциональную напряженность деятельности и подготовленность к ней. Напряженность психических и физиологических функций характеризует сложность интеллектуальной деятельности и зависит от психофизиологических и личностных ресурсов человека.


Теоретические представления о юморе как способности
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения некоторых исследователей, при которой юмор рассматривается как форма творческой способности или одарённости. Чтобы понять суть данного подхода к юмору, мы рассмотрели в параграфе 1.1. понятие и классификации общих и творческих способностей. Далее перейдём к рассмотрению юмора, который в рам ...

Обучение приему «систематизация»
Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен ...

Стиль жизни
Важной частью концепции Адлера является понятие «стиль жизни ». Это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в во ...