Условия и организация операторской деятельности.Страница 2
Режим труда и отдыха определяется: 1) продолжительностью рабочей смены (недели, месяцы); 2) длительностью и напряженностью непрерывного рабочего процесса; 3) продолжительностью, периодичностью перерывов в работе и способом организации отдыха; 4) длительностью восстановительного периода после работы; 5) суточным временем работы (дневная или ночная смена, стабильный или «скользящий» график работы) и т. д.
Длительность рабочей смены определяется либо временем допустимого воздействия профессиональной вредности при работе во вредных условиях, либо на основании динамики работоспособности человека в течение рабочего дня (с учетом того, когда наступает момент утомления), либо циклом непрерывного рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утомления.
Уровень работоспособности человека-оператора и состояние его здоровья определяются величиной рабочей нагрузки в течение смены, рабочего дня.
Величина рабочей нагрузки зависит от количества трудовых задач (операций, действий), которые необходимо выполнить за трудовой цикл (смена, вахта, полет и др.), их сложности, ответственности, а также уровня подготовленности оператора, его функционального состояния, условий труда и т. д. Чем интенсивнее рабочая нагрузка, тем более коротким должен быть рабочий период и продолжительным отдых.
Рабочая нагрузка должна обеспечивать прирост или сохранение профессионального мастерства и поддержание нормального функционального состояния. Для каждого уровня подготовки оператора, типа СЧМС и сложности рабочего задания существует свой оптимум нагрузки.
Правильная организация труда операторов предполагает создание безопасных и безвредных условий труда. Безопасность труда — это состояние условий и организации труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.
В операторской деятельности значительная нервно-психическая напряженность (перенапряжение) приводит к развитию умственного утомления и стресса, которые, в свою очередь, являются причиной нарушения работоспособности человека и, как следствие, снижения эффективности деятельности и развития заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.
С целью ограничения вредного влияния психолого-физиологических факторов производственной опасности рекомендуется: 1) установление рационального режима труда и отдыха; 2) организация отдыха в процессе работы; 3) проведение восстановительно-оздоровительных мероприятий при выраженных явлениях перенапряжения; 4) соблюдение предельно допустимых норм рабочей нагрузки; 5) согласование величины рабочей нагрузки и динамики работоспособности оператора; 6) чередование различных рабочих операций или форм деятельности в течение рабочего дня;7) рациональное распределение функций между оператором и техническими устройствами; 8) учет психолого-физиологических качеств оператора и достижение соответствия их требованиям операторской деятельности путем проведения профессионального отбора, обучения и тренировок.
Кроме перечисленных мероприятий по профилактике нервно-психических перегрузок для ликвидации уже возникшей напряженности и ее последствий рекомендуется проведение аутотренинга и психосоматической саморегуляции, дыхание чистым кислородом, воздействие на биологически активные точки кожи, гидропроцедуры, функциональный массаж и другие средства. Проведение этих мероприятий должно осуществляться под руководством опытных психологов, психофизиологов и врачей.
Анализ и интерпретация результатов
При обработке результатов исследования, выполнении первой части задания: «Ответьте так, как бы ответил представитель вашего пола» мы получили результаты, которые были внесены в данную таблицу.
Средние значения реальных типов и направленностей реакций в фрустрирующих ситуациях у мужчин и женщин (в процентах случаев).
Испытуемые
Т ...
Эриксон
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1. Личность р ...
Развитие фантазии кружковых занятий по живописи. Понятие и сущность фантазии
Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить где фантазия, а где ложь?
Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из так ...