Личность и самосознание
Страница 1

Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системные уровни. Высшему системному уровню принадлежит ведущая роль в единой структуре личности. Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание.

Личность является одновременно как открытой, так и закрытой системой. Основной функцией личности как открытой системы выступает взаимодействие с окружающим реальным миром; как закрытой системы - развитие внутреннего субъективного мира и активности субъекта. Традиционно личность понимают как "субъекта социальных отношений и сознательной деятельности", конкретного человека, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. Этимологически само слово "личность" происходит и определяется как лицо, целостность человека (от лат. persona) и одновременно как его психологический и социальный облик (от лат. personalitas). Личность предстает в неком дуалистическом единстве ощущения тождественности, собственной целостности и одновременно принадлежности обществу. В понятии "личность", процессе её формирования, прежде всего, выделяется именно ее общественная сущность в силу предопределяющей роли общества в становлении личности, как в историческом ракурсе, так и в онтогенезе. Отношение к пониманию термина "личность" в психологии у различных исследователей было и остается неоднозначным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось различные направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности (например, психоаналитическая психология, гуманистическая психология, теория личности К.Левина). Учитывая огромный вклад каждого из подходов в понимание природы личности и сущности её активности, в своей работе автор опирается на те теории, в которых это понятие разрабатывается в терминах активного самоопределения, самореализации и ответственности. Предметом рассмотрения в данной работе является сам человек, относительно сознательно формирующий собственную личность. Главным фактором активности выступает при этом устремлённость к будущему, стремление к максимальной самореализации (К. Роджерс, 1998, А. Маслоу, 1962).

Феномен самоактуализации (самореализации) личности, её границы и особенности ограничиваются самосознанием (А.Маслоу). Формирование личности подразумевает необходимость внутренней активной работы индивида над собой. Индивид испытывает потребность в саморегуляции и самодетерминации, что возможно лишь при наличии целостного образа собственного "Я". В процессе развития актуализируется процесс самопознания, выявляющий не только собственные психологические характеристики, но и позволяющий начать работу по необходимому самоизменению в соответствии с изменением условий существования. На сцене появляется самосознание - "отнесённость акта сознания к своему Я" (130).Само наполнение понятия "личность", так и процесс её формирования неотделимы от феномена самосознания. Психологические и поведенческие характеристики сформированной личности определяются особенностями самосознания. С другой стороны, как в истории, так в онтогенезе, существование человека в социокультурном контексте обуславливает необходимость возникновения регулирующей и структурирующей роли самосознания, успешная реализация которой говорит о сформированное личности. Выстраивается двойная причинность: формирование личности приводит к становлению самосознания, а становление самосознания к формированию личности. Причём, уровень развития личности можно оценивать в рамках развития её самосознания, являющегося центральным структурирующим личность образованием. Особенность способа жизни человека состоит в его способности делать свой внутренний мир предметом анализа, познания, а главное - преобразования. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, "понимая её как сущность, сердцевину человеческого сознания". Сознание по сущности своей "культурно (знаково-символично), действенно (результативно), предметно (смыслово), со-организованное сообщество ." В.И. Слободчиков и Е.И.Исаев обозначают рефлексию как "выход человека из полной поглощённости непосредственным процессом жизни . для выработки собственного отношения к ней". (105, 347) Появление рефлексии можно уподобить началу пути, имеющего два направления: или к негативизму, или к построению жизни на качественно новой уже сознательной основе. "Необходимым и первым этапом в становлении рефлексии является самосознание". (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995.)

Самосознание как саморефлексия становится важным инструментом становления личности, необходимость которого обуславливается самой логикой исторических преобразований в одном срезе (срезе культурно-исторического развития), и ходом индивидуального развития в другом. "Определение своего способа жизни" Л. Рубинштейн (1957) обозначал как рефлексию. Личностная рефлексия предстает как механизм саморазвития личности. Рефлексия проявляется в обращении сознания на самое себя, в анализе действия, поступков, мотивов и соотнесении их с общечеловеческими ценностями (В. С. Мухина, 1997).Анализируя основные подходы к пониманию природы и механизмов самосознания в различных психологических теориях (например, символический интеракционизм (Кули, Мид); теория самовосприятия (Д. Бем)) можно заключить, что человек приобретает знания о себе: 1) присваивая точки зрения других людей относительно себя; 2) анализируя собственное поведение и ситуации, в которых оно осуществляется. Однако, говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль "значимых других" вряд ли можно свести только к функции "зеркального отражения", если учитывать один из важных механизмов становления личности и самосознания - идентификацию. "Идентификация оказывается важнейшим процессом, точнее важнейшей психической деятельностью, идущей на встречу формирующим самосознание социальным влияниям".

Страницы: 1 2 3 4


Исследование по определению уровня самоактуализации
Наше исследование также предполагало диагностику уровня самоактуализации среди испытуемых врачей, для осуществления этих целей нами был использован тест «САТ». Рассмотрим полученные данные в таблице 5 и на рисунке 6, индивидуальные показатели описаны в Приложении 10. Таблица 5 Сравнительные показатели уровня самоактуализации среди исп ...

Нумерация. Прямой и обратный счет. Счет конкретных предметов. Знание цифр
Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Может вызвать затрудне ...

Приложения
Методика диагностики направленности мышления 1.Вам больше подходит работа, заключающаяся в : А) рассмотрении интересных явлений, выяснении новых закономерностей Б) создании полезных продуктов- удобных и надёжных 2.Ваше хобби больше связано: А) с получением знаний, открытием чего-либо нового (чтение, путешествия) Б) с созданием определё ...