Личность и самосознание
Страница 1

Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системные уровни. Высшему системному уровню принадлежит ведущая роль в единой структуре личности. Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание.

Личность является одновременно как открытой, так и закрытой системой. Основной функцией личности как открытой системы выступает взаимодействие с окружающим реальным миром; как закрытой системы - развитие внутреннего субъективного мира и активности субъекта. Традиционно личность понимают как "субъекта социальных отношений и сознательной деятельности", конкретного человека, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. Этимологически само слово "личность" происходит и определяется как лицо, целостность человека (от лат. persona) и одновременно как его психологический и социальный облик (от лат. personalitas). Личность предстает в неком дуалистическом единстве ощущения тождественности, собственной целостности и одновременно принадлежности обществу. В понятии "личность", процессе её формирования, прежде всего, выделяется именно ее общественная сущность в силу предопределяющей роли общества в становлении личности, как в историческом ракурсе, так и в онтогенезе. Отношение к пониманию термина "личность" в психологии у различных исследователей было и остается неоднозначным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось различные направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности (например, психоаналитическая психология, гуманистическая психология, теория личности К.Левина). Учитывая огромный вклад каждого из подходов в понимание природы личности и сущности её активности, в своей работе автор опирается на те теории, в которых это понятие разрабатывается в терминах активного самоопределения, самореализации и ответственности. Предметом рассмотрения в данной работе является сам человек, относительно сознательно формирующий собственную личность. Главным фактором активности выступает при этом устремлённость к будущему, стремление к максимальной самореализации (К. Роджерс, 1998, А. Маслоу, 1962).

Феномен самоактуализации (самореализации) личности, её границы и особенности ограничиваются самосознанием (А.Маслоу). Формирование личности подразумевает необходимость внутренней активной работы индивида над собой. Индивид испытывает потребность в саморегуляции и самодетерминации, что возможно лишь при наличии целостного образа собственного "Я". В процессе развития актуализируется процесс самопознания, выявляющий не только собственные психологические характеристики, но и позволяющий начать работу по необходимому самоизменению в соответствии с изменением условий существования. На сцене появляется самосознание - "отнесённость акта сознания к своему Я" (130).Само наполнение понятия "личность", так и процесс её формирования неотделимы от феномена самосознания. Психологические и поведенческие характеристики сформированной личности определяются особенностями самосознания. С другой стороны, как в истории, так в онтогенезе, существование человека в социокультурном контексте обуславливает необходимость возникновения регулирующей и структурирующей роли самосознания, успешная реализация которой говорит о сформированное личности. Выстраивается двойная причинность: формирование личности приводит к становлению самосознания, а становление самосознания к формированию личности. Причём, уровень развития личности можно оценивать в рамках развития её самосознания, являющегося центральным структурирующим личность образованием. Особенность способа жизни человека состоит в его способности делать свой внутренний мир предметом анализа, познания, а главное - преобразования. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, "понимая её как сущность, сердцевину человеческого сознания". Сознание по сущности своей "культурно (знаково-символично), действенно (результативно), предметно (смыслово), со-организованное сообщество ." В.И. Слободчиков и Е.И.Исаев обозначают рефлексию как "выход человека из полной поглощённости непосредственным процессом жизни . для выработки собственного отношения к ней". (105, 347) Появление рефлексии можно уподобить началу пути, имеющего два направления: или к негативизму, или к построению жизни на качественно новой уже сознательной основе. "Необходимым и первым этапом в становлении рефлексии является самосознание". (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995.)

Самосознание как саморефлексия становится важным инструментом становления личности, необходимость которого обуславливается самой логикой исторических преобразований в одном срезе (срезе культурно-исторического развития), и ходом индивидуального развития в другом. "Определение своего способа жизни" Л. Рубинштейн (1957) обозначал как рефлексию. Личностная рефлексия предстает как механизм саморазвития личности. Рефлексия проявляется в обращении сознания на самое себя, в анализе действия, поступков, мотивов и соотнесении их с общечеловеческими ценностями (В. С. Мухина, 1997).Анализируя основные подходы к пониманию природы и механизмов самосознания в различных психологических теориях (например, символический интеракционизм (Кули, Мид); теория самовосприятия (Д. Бем)) можно заключить, что человек приобретает знания о себе: 1) присваивая точки зрения других людей относительно себя; 2) анализируя собственное поведение и ситуации, в которых оно осуществляется. Однако, говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль "значимых других" вряд ли можно свести только к функции "зеркального отражения", если учитывать один из важных механизмов становления личности и самосознания - идентификацию. "Идентификация оказывается важнейшим процессом, точнее важнейшей психической деятельностью, идущей на встречу формирующим самосознание социальным влияниям".

Страницы: 1 2 3 4


Отождествление научения и развития
Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю, чем только что изложенный, связан с общими установками бихевиоризма. Это направление имеет глубокие корни в эмпирической философии и наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Это ...

Теоретические понятия социальной адаптации и личностного развития. Социальная адаптация и личностное развитие
« Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развити ...

Когнитивная психология (Джордж Келли). Личностный конструкт
Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание ...