Информация » Основные виды мышления » Мышление как высший познавательный психический процесс. Характеристика мышления как психологического процесса

Мышление как высший познавательный психический процесс. Характеристика мышления как психологического процесса
Страница 6

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются всё более глубокие и сильные познавательные потребности. [8, c.157-160]

Процесс понимания.

Результатом мышления является понимание человеком предметов и явлений.

Понимание - это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сути предметов, процессов и явлений, на осознание связей, отношений, зависимостей, которые в ней отражаются.

В зависимости от характера познавательной задачи и её смысловой структуры, понимание может проявляться в соотношении нового объекта с известным, которое имеет с ним совместные признаки. Понимание - это выяснение причины явления, определение исходных принципов и логических начал понимания фактов или понимания подтекста речевого высказывания, мотивов, смысла и значения человеческого поступка и т.п.

Необходимое условие понимания любых фактов - достаточные знания и жизненный опыт, которые являются ключевыми компонентами этого процесса.

Как подчёркивал И.М. Сеченов, "мысль может быть усвоена или понята только таким человеком, у которого она является звеном в составе личного опыта". Понимание опирается на ассоциативные связи, которые сформировались в предыдущем опыте, и представляет собой актуализацию этих связей. От их богатства и разнообразия зависит успех понимания.

Ассоциация представляют собой почву для продуктивного создания новых ассоциаций, замыкания новых связей и адекватного отражения причинной, логической или структурной сути предмета понимания.

Для понимания большое значение имеет сочетание слова с наглядными образами, особенно в тех случаях, когда предметом понимания является его функциональные характеристики. Наглядные образы, как и практические действия, не только иллюстрируют то, что нужно понять, но и помогают раскрыть суть того, что осмысливается.

Критерием понимания является сформулированная в слове мысль, которая отражает знание существенных признаков предмета или явления. Умение характеризовать словами то, что осмысливается, свидетельствует о правильном понимании.

Важная роль в понимании принадлежит умственным и практическим действиям, выполняемым в связи с раскрытием сущности предмета познания. При понимании научного текста необходимо выделять понятийный аппарат, определить его логическую структуру, составит тезисы, сделать обобщение.

При изучении механизмов и принципов работы с текстами показателем понимания становится умение свободно их разбирать и составлять.

Надёжным показателем понимания является содержание ответов на нестандартные вопросы по сути усвоенных знаний, умение варьировать формулирование мыслей, реконструировать текстовую основу содержания, передавать его в более сжатом и развёрнутом виде.

Свидетельством понимания текста считается также умение применять на практике сформулированные в словесной форме принципы, приводить оригинальные примеры, которые иллюстрируют явление.

В учебном процессе нередко бывают ситуации, когда путь к осознанию знаний неразрывно связан с практическими действиями по инструкции или алгоритмам. Так бывает при овладении принципами математических задач, орфографическими правилами и т.п.

Мышление человека, направленное на понимание предметов и явлений объективного мира, его закономерностей, требует того, чтобы в этом процессе учитывались и выполнялись все психологические условия, от которых зависит вся продуктивность. [11, c.75-80]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Теоретическое понятие воли. Понятие воли
Термин "воля" представляет проблему для психотерапевта. Он так давно был изгнан из лексикона терапии, что когда его привлекают сейчас, терапевту трудно его признать, словно старого знакомого, побывавшего во многих переделках и теперь вернувшегося из изгнания. Возможно также, что клиницист не уверен, хочет ли он признать это ст ...

Сенсорные способности (восприятие)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С ...

Представление о числе
Для проверки представления детей о числах им могут быть предложены следующие последовательно усложняющиеся задания. 1. Счет предметов в группе. 2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке. Назвать цифру, обозначающую их количество. 3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. Счет в обратном порядке, в ...