Информация » Основные виды мышления » Мышление как высший познавательный психический процесс. Характеристика мышления как психологического процесса

Мышление как высший познавательный психический процесс. Характеристика мышления как психологического процесса
Страница 6

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются всё более глубокие и сильные познавательные потребности. [8, c.157-160]

Процесс понимания.

Результатом мышления является понимание человеком предметов и явлений.

Понимание - это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сути предметов, процессов и явлений, на осознание связей, отношений, зависимостей, которые в ней отражаются.

В зависимости от характера познавательной задачи и её смысловой структуры, понимание может проявляться в соотношении нового объекта с известным, которое имеет с ним совместные признаки. Понимание - это выяснение причины явления, определение исходных принципов и логических начал понимания фактов или понимания подтекста речевого высказывания, мотивов, смысла и значения человеческого поступка и т.п.

Необходимое условие понимания любых фактов - достаточные знания и жизненный опыт, которые являются ключевыми компонентами этого процесса.

Как подчёркивал И.М. Сеченов, "мысль может быть усвоена или понята только таким человеком, у которого она является звеном в составе личного опыта". Понимание опирается на ассоциативные связи, которые сформировались в предыдущем опыте, и представляет собой актуализацию этих связей. От их богатства и разнообразия зависит успех понимания.

Ассоциация представляют собой почву для продуктивного создания новых ассоциаций, замыкания новых связей и адекватного отражения причинной, логической или структурной сути предмета понимания.

Для понимания большое значение имеет сочетание слова с наглядными образами, особенно в тех случаях, когда предметом понимания является его функциональные характеристики. Наглядные образы, как и практические действия, не только иллюстрируют то, что нужно понять, но и помогают раскрыть суть того, что осмысливается.

Критерием понимания является сформулированная в слове мысль, которая отражает знание существенных признаков предмета или явления. Умение характеризовать словами то, что осмысливается, свидетельствует о правильном понимании.

Важная роль в понимании принадлежит умственным и практическим действиям, выполняемым в связи с раскрытием сущности предмета познания. При понимании научного текста необходимо выделять понятийный аппарат, определить его логическую структуру, составит тезисы, сделать обобщение.

При изучении механизмов и принципов работы с текстами показателем понимания становится умение свободно их разбирать и составлять.

Надёжным показателем понимания является содержание ответов на нестандартные вопросы по сути усвоенных знаний, умение варьировать формулирование мыслей, реконструировать текстовую основу содержания, передавать его в более сжатом и развёрнутом виде.

Свидетельством понимания текста считается также умение применять на практике сформулированные в словесной форме принципы, приводить оригинальные примеры, которые иллюстрируют явление.

В учебном процессе нередко бывают ситуации, когда путь к осознанию знаний неразрывно связан с практическими действиями по инструкции или алгоритмам. Так бывает при овладении принципами математических задач, орфографическими правилами и т.п.

Мышление человека, направленное на понимание предметов и явлений объективного мира, его закономерностей, требует того, чтобы в этом процессе учитывались и выполнялись все психологические условия, от которых зависит вся продуктивность. [11, c.75-80]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Оценка удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области
Цель данного исследования состоит в том, чтобы изучить удовлетворенность работника микроклиматическими условиями труда, содержание деятельности, взаимоотношения с руководителями и коллегами, возможность профессионального роста и другие факторы. Интерпретация результатов производилась на основании данной оценки для каждого утверждения и ...

Референтные группы
В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в группе, выделяются референтные группы и группы членства. Для каждого индивида группа может рассматриваться с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности. Референтная группа - это группа, на которую ориентируется человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведен ...

Различные точки зрения на проявление агрессии
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия “доброкачественная” (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия “злокачественная” (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фр ...