Информация » Основные виды мышления » Мышление как высший познавательный психический процесс. Характеристика мышления как психологического процесса

Мышление как высший познавательный психический процесс. Характеристика мышления как психологического процесса
Страница 3

Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. [9, c.176]

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса. [10, c.89]

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.

Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.

Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного и отвлечение его от остальных.

Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. [1, c.155]

Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. [1, c.158]

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Каждое понятие характеризуется объёмом и содержанием. Объём понятия - это отражённые в нём предметы, а содержание понятия - это отражение в нём совокупности их существенных признаков.

Понятия с большим объёмом называются родовыми ("мебель", "растения") по сравнению понятиями, содержащими меньший объём признаков ("стол", "дерево"), которые в этом случае являются видовыми. Эти разделения являются относительным. Понятия, имеющие более широкий объём, называются "категориями" (к примеру, "движение", "количество", "качество", "время").

Понятия подразделяются на общие и единичные. Понятия, отражающие существенные признаки единичных объектов, называются единичными ("страна", "город", "писатель", "преподаватель"). Понятия, отражающие признаки целых классов предметов, являются общими ("элемент", "оружие" и т.п.).

Понятия подразделяются на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях отражаются определённые предметы, явления и связи между ними (к примеру, "мебель", "растения", "животные"). В абстрактных понятиях отражаются существенные признаки и свойства, отделённые от самих объектов ("вес", "мужество", "храбрость", "добро", "зло" и т.д.). [11, c.73-75]

Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными. Это такие суждения, которые правильно отражает отношения, и существуют в объективной действительности. Истинность суждения проверяется практикой. Суждения бывают единичными ("Киев - столица Украины"), частичными ("Некоторые металлы легче воды"), общими ("Все люди смертны").

Суждения, состоящие из нескольких простых суждений, называются сложными (например, " В равнобедренном треугольнике все стороны и углы одинаковы"). В зависимости от того, утверждаем мы или отрицаем наличие определённых признаков и отношений в объектах, суждения могут быть утвердительными и отрицательными. [11, c.76-79]

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. [10, c.92-95]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Планирование как средство повышения валидности эксперимента. Валидность и использование мысленных образцов эксперимента
Оценка валидности реально проводимых экспериментов совершается путем использования неких «внутренних очков», сквозь призмы которых удается увидеть направления возможных или уже сделанных ошибок при планировании и проведении эксперимента. Р. Готтсданкер использовал удобный прием представления в качестве таких направлений мысленных образц ...

Психология предумышленного преступного деяния (механизм преступного деяния)
Классификации личности преступников разрабатывали такие отечественные криминологи и психологи, как С.В. Познышев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, А.Г. Ковалев, А.И.Долгова, А.Ф. Лазурский, В.Д. Филимонов, П.С. Дагель, Ю.А.Воронин, К.Е. Игошев, И.М. Миньковский, К.К.Платонов, А.Р. Ратинов, А.Д. Глоточкин, Ф.С. Мохов, Г.Г. Бочкарева, В.Г.Д ...

Психическая реальность
Юнг рассматривал душу, с ее способностью творить образы, как промежуточное звено между сознательным миром эго и миром объектов (как внешних, так и внутренних). Фрейд определил образы как психические копии инстинктов, а Юнг нашел радикально новую точку зрения на образы: он рассматривал их как собственно источник нашего ощущения психичес ...