Содержание и идея ТАСтраница 1
В раскрытии содержания ТА будут использованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работы профессора РМАПО В.В. Макарова, Клода Штайнера, ученика Эрика Берна и работы Томаса Харрис.
В работе профессора В.В. Макарова "Психотерапия каждого дня и всей жизни" разделены составляющие классического транзактного анализа. Это пять
больших разделов:
1.Анализ фиксированных экзистенциональных позиций
- я неблагополучный - вы благополучные (самообесценивание)
- я неблагополучный - вы неблагополучные (безнадежное отчаяние)
- я благополучный - вы неблагополучные (надменное превосходство)
- я благополучный - вы благополучны (полноценная личность)
На кафедре В.В. Макарова были разработаны терапевтические опросники, позволяющие измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека (Удачник, Середняк, Неудачник). Авторы отмечают, что опросники являются терапевтическими и не предназначены для диагностической работы. Они представляют собой стимульный материал для психотерапии и самоанализа.
Также предлагается каждому человеку собирать свои поглаживания – создать свой банк поглаживаний, для повышения самооценки, уверенности в себе. Человек учится отдавать и принимать поглаживания. У большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг.
Берн говорил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».
По мнению Т. Харрис, первая позиция у всех людей одинаковая - «Я не благополучный – Вы благополучные», и образуется она из-за постоянной беспомощности младенца и ожидания поглаживаний. Дальше на базе этой установки могут формироваться 2 или 3 позиции. А позиция «Вы благополучны – Я благополучен» может сформироваться только на основании осознанного и словесно оформленного решения. В основе четвертой лежат мысль, вера и стремление к действию. Взрослый — это то, что заключает в себе действие, надежду и возможность перемен.
2. Структурный анализ
- Родитель
- Взрослый
- Ребенок
Также В.В. Макаров предлагает разработанный Опросник «Шкала личностных черт (Р-Д-В)». Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых, для подростков, для детей. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях транзактного анализа. Используется для оценки состояния личности и оценки изменений в процессе терапии. Измеряется преобладание компонентов личности.
Измеряемые компоненты личности:
Способствующий развитию
Родитель
– адаптивный компонент Родитель, включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Для него характерна: гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.
Консервативный Родитель
– подавляющий, косный, самообесценивающий Родитель, высоко критичный, карающий, консервативный, неадаптивный.
У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.
Узнать, обладает ли личность Родителем, можно, если выяснить, присутствуют ли в ней чувства стыда, смущения и вины – это значит, что Родитель пресекает Дитя. (Т. Харрис).
Рациональный
Взрослый
– адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ориентированное на разрешение проблем.
Иррациональный
Взрослый
– с искаженным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптированного поведения.
Т. Харрис в своей книге: «Я - ОК, Вы - ОК» описывает как формируется Сильный Взрослый:
1. Научитесь распознавать свое Дитя, все его уязвимые места, страхи, основные способы выражения чувств.
2. Научитесь распознавать своего Родителя, его наставления, предписания и фиксированные установки, а также основные формы проявления этих наставлений, предписаний и установок.
3. Общаясь с другими людьми, будьте внимательны к их Дитя, обращайтесь к нему, поощряйте и оберегайте его, с пониманием относитесь к его потребности в самовыражении, а также к отягощающему его неблагополучию.
4. Иногда, если это необходимо, лучше про себя сосчитать до десяти, чтобы дать Взрослому время на обработку поступающих данных, на различение требований реальности и реакций Родителя и Дитя.
5. Если сомневаешься, воздержись. Никто не осудит вас за то, чего вы не говорили.
Исследование динамики процесса заучивания
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. Зависимость запоминани ...
Исследование сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим
недоразвитием речи. Цель и задачи исследования
Цель исследования
: выявление уровня сенсорного развития детей без речевой патологии и детей с общим недоразвитием речи.
З
адачи исследования
:
1. Изучение психолого-педагогической логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение содержания методики констатирующе ...
Принципы психологического воздействия
Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии
предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременн ...