Структура социальной системы управленияСтраница 1
Социальная система управления
— это система управления, в которой присутствуют субъект-субъектные (человек — человек) отношения.
Субъект управления
— это структурно обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.
Объект управления
— это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Управленческие отношения. В процессе осуществления функций управления сотрудники вступают в определенные управленческие отношения, которые выступают как процесс общественных действий участников управления, в ходе которого удовлетворяются как их общие, так и особые интересы.
Основой формирования управленческих отношений служат цели и функции управления.
Функции управления. Управление обеспечивается выполнением ряда функций, под которыми понимают конкретные направления деятельности и которые подразделяются на:
- целевые
, назначение которых состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать отрасль, регион, учреждения и т.д.;
- организационные
, назначение которых состоит в использовании оптимальных методов объединения специалистов, сотрудников для реализации целей существования системы управления, обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур;
— материально-технического обеспечения
, посредством которой руководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах;
— экономико-финансовую
,
которая позволяет руководителю своевременно определять реальную стоимость для его организации при осуществлении поставленной задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений;
— учета и контроля
, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т.е. в количественной обработке, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о наличных финансах и материальных ресурсах;
— социальную
, направленную на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и нуждающихся в социальной защите;
— мотивации
, направленную на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей.
Социальная (сложная) система управления всегда делится на две основные подсистемы: управляющую (субъект управления, руководство) и управляемую (объект управления, исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами (см. схему).
Общие принципы управления
(см. схему 6.2).
Принципы управления
— это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.
К наиболее общим из них относятся следующие принципы:
— социальной направленности
, отражающий необходимость для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп;
— законности
, состоящий в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права, а все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона;
— объективности
, требующий знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов;
— системности
, предполагающий, что субъект управления при выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все изменения, осуществляющиеся в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления;
— комплексности
, заключающийся в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические;
— гласности
Соотношение профессиональной деформации с категориями «психическое
выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»
Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического (эмоционального) выгорания,широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального ...
Функциональная автономия
В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:
1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли ...
Психология предумышленного преступного деяния (механизм преступного деяния)
Классификации личности преступников разрабатывали такие отечественные криминологи и психологи, как С.В. Познышев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, А.Г. Ковалев, А.И.Долгова, А.Ф. Лазурский, В.Д. Филимонов, П.С. Дагель, Ю.А.Воронин,
К.Е. Игошев, И.М. Миньковский, К.К.Платонов, А.Р. Ратинов, А.Д. Глоточкин, Ф.С. Мохов, Г.Г. Бочкарева, В.Г.Д ...