Анализ неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев
Страница 1

Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.

Формула закладки сценария:

Сценарий равен сценарным запретам

плюс сценарным предписаниями решениям, которые принимает по их поводу ребенок. Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, запреты – от чего он должен воздержаться. Выполнение предписаний вознаграждается, нарушение запретов карается. Эта «семейная программа модификации поведения»

помогает родителям контролировать действия своих детей.

Запреты + Предписания → Решение = Сценарий

(что не делать) (что делать) (ребенок принимает одну (один из 6-ти по Берну)

из 4-х позиций «+» «-»)

Соответственно, исходя из сценария, человек выбирает игры,

в которые будет играть.

Самореализуемые пророчества – это один из вариантов конструирования будущего. Их закреплением и контролем реализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневнике те события, которые должны произойти.

Автономные решение представляют собой самостоятельные решения, принятие Взрослым состоянием по результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личности человека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценария.

Обычное поведение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономным решением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определяется сценариями. И многие люди проживают жизнь, обманывая мир и самих себя.

Сценарии основываются на запретах

и предписаниях

.

Предписания

В книге Яна Стюарта и Вэн Джойнс «Жизненный сценарий», рассматриваются директивы, которые психолог Тейби Кейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакций, неизменно демонстрируемые людьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение.

Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными ("драйверами", "тем, что ведет").

Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной Нравься (другим) Упорно Пытайся Будь сильным/сильной Торопись

В жизни они могут состоять из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Вот несколько типичных предписаний:

"Веди себя прилично!" "Не капризничай!" "Будь хорошей девочкой!" "Много работай!" "Ты должен быть лучшим в классе!" "Врать плохо" "Не выноси сор из избы"

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица. Я. Стюарт и В. Джойнс подробно описывают как, и по каким конкретно действиям, можно научиться распознавать эти директивы.

Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, за короткое время можно много узнать о человеке. От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можно дать их себе сами.

Директива

Дозволение

Будь Совершенным/Совершенной

Будь собой, ты и так неплох

Нравься Другим

Нравься себе

Будь Сильным/Сильной

Будь открыт и выражай свои желания

Упорно Пытайся

Сделай

Торопись

Не торопись

Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.

Следуя директиве, человек считает, что "Я ОК до тех пор, пока я . совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.

В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.

Страницы: 1 2


Интеракционизм
В отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, пришла в социальную психологию из социологии - имеет социологическое происхождение. Интеракционизм пытается установить социальные детерминанты человеческого поведения. Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьм ...

Выводы
В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы: 1. Уровень ситуативной тревожности у юношей превышает уровень личностной, что говорит о наличии напряжения, беспокойства, нервозн ...

Познавательно-психологические процессы. Понятие об ощущении и его физиологической основе
Ощущения есть отражение конкретных отдельных свойств качеств сторон предметов и явлений материальной действительности воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражи ...