Запреты
Психотерапевты Боб и Мери Гулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.
12 родительских запретов (с частичкой НЕ):
- не будь
- не делай
- не расти
- не будь ребенком
- не будь самим собой
- не будь значимым (не высовывайся)
- не принадлежи (не связывайся)
- не будь близким
- не достигай успеха
- не думай
- не чувствуй
- не будь здоровым
Сценарий является результатом компульсивного повторения – люди стремятся снова и снова пережить несчастливые события своего детства.
Типы сценариев: Победители, Непобедители, Неудачники.
(Э. Берн)
Разновидности сценариев:
- сценарий «Никогда» (миф о Тантале)
- сценарий «Всегда» (миф об Арахне)
- сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне)
- сценарий «После» (миф о Дамокле)
- сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе)
- сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)
Клод Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария
и освобождения от них:
- «Без любви»
(депрессия) – нужно уметь принимать и отдавать поглаживания
- «Без разума»
(сумасшествие) - нужно познавать мир избегать игнорирования
и ложной информации.
- «Без радости»
(пристрастие к наркотическим веществам) - нужно найти потерянный контакт с собственным телом, научиться получать естественное удовольствие.
Феномен игнорирования представляет собой искажение реальности: обесценивание или преувеличение информации/ситуации, пассивное поведение.
В.В. Макаров приводит много примеров игр и сценариев, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектов описано в его книге "Игры, в которые играют . в России. Психологические игры новой России". Это такие игры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».
Мышление как высший познавательный психический
процесс. Характеристика мышления
как психологического процесса
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредст ...
Основные закономерности психического развития
Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма на более высокую ступень.
Выделяют биологические и социальные факторы влияющие на развитие. Биологический ф ...
Тренинг развития фантазии
Есть три закона развития творческого воображения: [5. С. 6]
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накап ...

