ЗаключениеСтраница 1
Заключение я хочу представить как свод общих практических выводов, отражающие все преимущества Транзактного Анализа, его эффективность и работоспособность.
Цель, которую преследует транзактная терапия:
1. Выход на позицию «Я – ОК, Вы – ОК
»
2. Активация Взрослогосостояния для руководства своей жизнью
3. Устранение Неблагополучного Дитя в человеке
4. Развитее главнейших качеств Осознанности, Спонтанности, Близости
5. Отказ от Сценариев и Игр
6. Автономность личности – чувства и мысли «здесь и теперь»
7. Избегания всех ролей треугольника Спаситель, Жертва, Преследователь
8. Аутентичность
Что предлагает ТА для осуществления этих целей:
1. Освоение структурного анализа Родитель-Взрослый-Ребенок
2. Терапевтический контракт
3. Равноправные отношения клиента и терапевта
4. Простой, понятный и общий язык
5. Четко разработанные порядок действий в терапии; методики, техники
и упражнения ТА для выявления и решения проблем (Приложение № 1
)
6. Систему накопления поглаживаний
7. Эффективную групповую психотерапию
Йохан Хейзинга приводит слова Платона: «Человек – это какая-то выдуманная игрушка Бога… Каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры».
Но Хейзинга рассматривает те игры, которые Берн назвал бы продуктивные, свободные игры.
На взгляд Хейзинга, использование хитрости и обмана со всей очевидностью ломает игру и отметает игровой характер соревнования. Игру не по правилам, с
тайным умыслом
Хейезинга называет псевдоигрой.
Дух свободной игры это радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность.
На мой взгляд, Транзактный анализ является тем методом в психологии, который может объединить сразу несколько направлений в науке. Тем самым создается единый метод психотерапии.
Приложение №1
Техники в ТА терапии
(все техники приводятся в сжатом виде)
Техника 1.
Определение эго-состояния
.
Упражнения:
Напишите по одному примеру на каждый из трех способов (Родитель-Взрослый-Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки. Вспомните случаи, когда вы вели себя по отношению к другим из какого-либо эго-состоянии. Составьте свою эгограмму. Нарисуйте столбик над названием каждого эго-состояния, высота столбика указывает, в каком состоянии вы находитесь чаще всего. Запишите пять новых типов поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать со следующей недели. Можно также отразить поведенческие факторы эго-состояний. Наблюдайте за проявлениями эго-состояний других людей. Учитесь распознавать их.
Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который…» Затем за 2 минуты опишите себя. На другом листе напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. А теперь, с позиции Взрослого, посмотрите ваши списки и решите какие варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые.
Техника 2.
Определение транзакций.
Упражнения:
Нарисуйте параллельные и пересекающиеся транзакции из вашей жизни.
Техника 3.
Поглаживания.
Упражнения: Заполните таблицу индивидуального профиля поглаживания.
(Приложение № 4)
Техника 4.
Память
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как ...
Теоретический обзор проблем общения невротических
больных. Общая психологическая
характеристика больных с невротическими расстройствами
Термин "невроз" был предложен Кулленом более 200 лет назад - в 1776 году. Из первоначального определения этого страдания сохранилось лишь представление о неврозе как о функциональном нарушении. К концу 19 века сформировалось представление о неврозах как психогенных заболеваниях. Наиболее четкое определение невроза дал В. А Гил ...
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того ...