Психологические теории депрессии. Анализ основных подходов по проблеме
депрессивных расстройствСтраница 2
«Изучение психоаналитических концепций депрессии показало, что исследование депрессии начинается с классической работы З.Фрейда "Печаль и меланхолия" (1917). Он связывает возникновение депрессии с утратой любимого объекта, но в отличие от "работы печали", когда сохраняется принцип реальности, меланхолия вызвана "бессознательной потерей", связанной с нарциссическим характером привязанности и интроекцией свойств объекта любви. По мнению Фрейда, внешне направленная на себя враждебность (агрессия) в виде лишения энергии и самообвинений, при депрессии направлена на утерянный объект, превратившийся в результате идентификации в часть Эго. Психоаналитики предполагают, что предрасположенность к страданию формируется на оральной стадии развития младенца, в период его максимальной беспомощности и зависимости. Утрата объекта либидо (реального или воображаемого) приводит к регрессии, при которой Эго переходит в состояние доминирующей инфантильной травмы. Возникновение депрессии связано не с реальным, а "внутренним объектом", чьим прообразом является мать или даже материнская грудь, удовлетворяющая витальные потребности младенца. Травматические переживания, связанные с отнятием от груди, формируют неустойчивую самооценку, в результате чего пациенту не удается достичь во взрослой жизни доверия к себе, и он возвращается к своей амбивалентной зависимости от груди. M.Klein (1948) усматривает происхождение депрессии именно в осознании этой амбивалентности. Введенное автором понятие "депрессивной позиции" описывает этап, через который проходит каждый ребенок (или пациент в анализе), осознавая, что его любовь и ненависть направлены на один и тот же объект - мать. Именно фиксация на депрессивной позиции, по Klein, становится причиной депрессивного расстройства. В качестве общей генетической почвы депрессивного и обсессивного расстройств Winnicott (1958) видел невозможность успешного прохождения стадии депрессивной позиции. Согласно его концепции, депрессия есть регресс ко времени, когда ребенок делал первые успехи с помощью матери, а обсессия - к образу воспитывающей, сдерживающей и наказывающей матери (Winnicott 1958) Онтогенетической позиции придерживается и Fairbairn (1952), выводивший этиологию депрессии (также как и шизофрении) из нарушений развития ребенка, находящегося на стадии полной зависимости от матери и ее кормящей груди».
Общей принципиальной позицией психоаналитиков является признание всех депрессий экзогенным расстройством, возникшим в ответ на психотравмирующее событие. Хотя депрессия может рассматриваться как автономное образование, т.е. возникшее однажды в результате фрустрирующего воздействия и персистирующее на протяжении жизни, этиологически она определяется как реактивная.
Бихевиористские теории депрессии также как и психоаналитические, относятся к этиологическим, однако, в отличие от психоанализа, концентрирующегося на интрапсихических явлениях, в бихевиористских подходах внимание обращено к поведению, а рассуждения строятся на строго верифицированных феноменах.
«Центральным конструктом, с помощью которого большинство поведенческих теорий объясняют возникновение депрессии, служит явление "обученной беспомощности" (Seligman, 1975). Этот феномен, наблюдаемый в опытах на животных, подвергшихся неизбежным ударам тока, был предложен в качестве аналога реактивной депрессии у человека. Предполагалось, что повторяющиеся воздействия неизбежной боли или угрозы ведут к страху, страданию и депрессии. Депрессивный аффект представляется как предвосхищение травматического события и следствие негативного обучения. Другие бихевиористы, используя термины теории оперантного научения, предполагают, что депрессивные индивидуумы утратили определенные виды адаптивного поведения в результате отсутствия подкрепления, и у них усиливается поведение "избавления" и "избегания". Бихевиористский подход не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют данного индивида».
Когнитивная теория депрессии (А.Бек 1967,1976, А.Бандура 1977,1983) основана на утверждении, что взгляд человека на себя, на мир и на свое будущее является главной детерминантой депрессии. А.Бек утверждает, что познание является первичной детерминантой эмоций, настроения и поведения. Негативный взгляд на себя заставляет депрессивного человека рассматривать себя как "неадекватного" и "нестоящего" и объяснять собственные несчастья своими дефектами. Негативный взгляд на будущее заставляет его видеть впереди бесконечный ряд мучений. А.Бек объясняет большинство типичных депрессивных симптомов, таких как паралич воли, попытки самоубийства и самообесценивание как результат специфических когнитивных детерминант.
Согласие
После того, как экзаменатор сделал вам замечание, очень важно показать, что вы сразу же разобрались в его сути. В этом случае ваша предыдущая ошибка будет оценена как случайная. Если же у экзаменатора возникнет подозрение, что вы не поняли, в чем дело, то он будет считать вашу ошибку закономерным проявлением низкого уровня знаний.
Пока ...
Подготовка к ответу
Это сложный и важный этап экзамена. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка.
Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, рассла ...
Из истории учений о типах темперамента и характере
На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями, или физиологическими особенностями организма. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или и ...