Информация » Депрессия » Психологические теории депрессии. Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств

Психологические теории депрессии. Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств
Страница 3

«По мнению А.Бека, депрессивные симптомы являются следствием своеобразных ложных "бессознательных умозаключений", и все проявления депрессивного синдрома есть следствие активации негативных когнитивных паттернов. Наблюдающиеся при депрессии поведенческие симптомы суть отражение нарушения мотивационной сферы: паралич воли, избегающее поведение и т.д.» В депрессии человек видит себя как слабого и беспомощного, ищет помощи от окружающих и постепенно становится все более и более зависимым от других. Физикальные симптомы объясняются А.Беком как общая психомоторная заторможенность, вытекающая из отказа от активности вследствие полной уверенности в бесперспективности любых начинаний.

В работах А.Бека представлен всесторонний анализ симптоматики и феноменологии депрессии. Он относит характеристики депрессии к 5 основным группам: эмоциональные, когнитивные, мотивационные, вегетативные и физические. Эмоциональные проявления выражаются часто наблюдающимися унынием или угнетенным настроением. Когнитивные проявления представлены склонностью депрессивного человека рассматривать себя как неполноценного в отношении того, что является для него наиболее важным. Мотивационные проявления представлены пассивностью, зависимостью, избеганием и параличом воли, вегетативные и физические - потерей аппетита и расстройствами сна.

А.Бек выделяет следующие когнитивные паттерны, продуцирующие депрессивные состояния: когнитивная триада, когнитивные схемы и когнитивные ошибки. Функционирование этих паттернов способствует формированию чувства беспомощности и зависимости от окружающей среды депрессивного субъекта. В силу определенных искажений мыслительных процессов правила строятся на основе неверных умозаключений типа "не быть успешным - значит быть полностью неуспешным".

Когнитивный подход вводит ряд важных концептов, позволяющих экстраполировать их на область нормального психического функционирования самосознания, и являемся одной из наиболее психологически проработанных моделей депрессии. Однако сведение депрессивного симптомокомплекса к когнитивному каузативу некоторые авторы считают недоказанным и считают, что когнитивные нарушения являются скорее следствием, а не причиной депрессивных состояний.

Не находят своего объяснения в рамках когнитивной теории и случаи внезапно возникающих депрессивных состояний по типу циркулярной депрессии и смены фазы заболевания при маниакально-депрессивном психозе.

«Некоторые авторы, не занимаясь созданием общих теорий депрессии, пытаются выделить факты, которым приписывают решающее значение в возникновении этого расстройства. Они, развивая идеи эгопсихологии указывает на возможность возникновения депрессии в следствии утери цели существования; а также нарушения социальных связей и потери социальной идентичности».

Часто в депрессивном состоянии возникают суицидальные идеи — мысли об умышленном лишении себя жизни в силу подавления инстинкта самосохранения.

Суицидальные мысли могут иметь разную степень оформленности, стойкости и интенсивности в зависимости от характера депрессии, ее глубины и течения, а также особенностей ситуации. На высоте развития депрессии возможны импульсивные суицидальные попытки, однако, чаще всего суицидальные тенденции появляются при относительно неглубоких депрессиях без идеаторного и моторного торможения, со значительной выраженностью переживаний малоценности, идей самообвинения, депрессивной деперсонализации. Нередко их развитию сопутствует неблагоприятная ситуация, потеря психотерапевтического контакта с врачом или близкими людьми.

Мотивы, движущие суицидальным поведением: невыносимая душевная боль, идеи неполноценности и самоуничижения, самонаказание, самообвинения, ипохондрические идеи, экзистенциальный тупик (безысходность, безвыходность), неизлечимые заболевания, потеря экологической ниши, ситуационные моменты, которые прежде не были патогенными (семейные, служебные, межличностные) и др.

Страницы: 1 2 3 


Причины вступления в интимную связь
В результате исследования были выявлены следующие неправильные мотивы вступления в интимную связь, наиболее типичные для подростков: · сексуальная связь воспринимается как способ познания чего-то нового, удовлетворения любознательности; · близость может выступать как средство личного самоутверждения, когда хочется проверить и доказать ...

Метапатологии
Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворил Д-мотивы более низкого уровня. Очень редко метапотребности становятся доминирующими без удовлетворения потребностей низшего уровня. Тем не менее депривация или фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические расстройства, именуемые метапатологиями. Их Мас ...

Основные принципы социально-когнитивной теории
1. Отрицание интрапсихических сил. Бандура считал, что психодинамические теории, хотя и объясняют многое, не могут объяснить всю сложность и многообразие реакций человека. С такой точки зрения внутренняя реальность, состоящая из влияний и мотивов, не может объяснить явные колебания частоты и силы данного поведения в различных ситуациях ...