Информация » Депрессия » Психологические теории депрессии. Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств

Психологические теории депрессии. Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств
Страница 3

«По мнению А.Бека, депрессивные симптомы являются следствием своеобразных ложных "бессознательных умозаключений", и все проявления депрессивного синдрома есть следствие активации негативных когнитивных паттернов. Наблюдающиеся при депрессии поведенческие симптомы суть отражение нарушения мотивационной сферы: паралич воли, избегающее поведение и т.д.» В депрессии человек видит себя как слабого и беспомощного, ищет помощи от окружающих и постепенно становится все более и более зависимым от других. Физикальные симптомы объясняются А.Беком как общая психомоторная заторможенность, вытекающая из отказа от активности вследствие полной уверенности в бесперспективности любых начинаний.

В работах А.Бека представлен всесторонний анализ симптоматики и феноменологии депрессии. Он относит характеристики депрессии к 5 основным группам: эмоциональные, когнитивные, мотивационные, вегетативные и физические. Эмоциональные проявления выражаются часто наблюдающимися унынием или угнетенным настроением. Когнитивные проявления представлены склонностью депрессивного человека рассматривать себя как неполноценного в отношении того, что является для него наиболее важным. Мотивационные проявления представлены пассивностью, зависимостью, избеганием и параличом воли, вегетативные и физические - потерей аппетита и расстройствами сна.

А.Бек выделяет следующие когнитивные паттерны, продуцирующие депрессивные состояния: когнитивная триада, когнитивные схемы и когнитивные ошибки. Функционирование этих паттернов способствует формированию чувства беспомощности и зависимости от окружающей среды депрессивного субъекта. В силу определенных искажений мыслительных процессов правила строятся на основе неверных умозаключений типа "не быть успешным - значит быть полностью неуспешным".

Когнитивный подход вводит ряд важных концептов, позволяющих экстраполировать их на область нормального психического функционирования самосознания, и являемся одной из наиболее психологически проработанных моделей депрессии. Однако сведение депрессивного симптомокомплекса к когнитивному каузативу некоторые авторы считают недоказанным и считают, что когнитивные нарушения являются скорее следствием, а не причиной депрессивных состояний.

Не находят своего объяснения в рамках когнитивной теории и случаи внезапно возникающих депрессивных состояний по типу циркулярной депрессии и смены фазы заболевания при маниакально-депрессивном психозе.

«Некоторые авторы, не занимаясь созданием общих теорий депрессии, пытаются выделить факты, которым приписывают решающее значение в возникновении этого расстройства. Они, развивая идеи эгопсихологии указывает на возможность возникновения депрессии в следствии утери цели существования; а также нарушения социальных связей и потери социальной идентичности».

Часто в депрессивном состоянии возникают суицидальные идеи — мысли об умышленном лишении себя жизни в силу подавления инстинкта самосохранения.

Суицидальные мысли могут иметь разную степень оформленности, стойкости и интенсивности в зависимости от характера депрессии, ее глубины и течения, а также особенностей ситуации. На высоте развития депрессии возможны импульсивные суицидальные попытки, однако, чаще всего суицидальные тенденции появляются при относительно неглубоких депрессиях без идеаторного и моторного торможения, со значительной выраженностью переживаний малоценности, идей самообвинения, депрессивной деперсонализации. Нередко их развитию сопутствует неблагоприятная ситуация, потеря психотерапевтического контакта с врачом или близкими людьми.

Мотивы, движущие суицидальным поведением: невыносимая душевная боль, идеи неполноценности и самоуничижения, самонаказание, самообвинения, ипохондрические идеи, экзистенциальный тупик (безысходность, безвыходность), неизлечимые заболевания, потеря экологической ниши, ситуационные моменты, которые прежде не были патогенными (семейные, служебные, межличностные) и др.

Страницы: 1 2 3 


Структурная модель психики
Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго). Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, которые нахо ...

Основные теории
Теория поля К. Левина. Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Поле охватывает факторы внешнего (окружения), так и внутренней (субъективной) ситуации. Характеристика поля, по Левину: · анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включается широй круг явлений) ...

Психосоциальные стадии развития личности
1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период. По Эриксону ...