Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение
нормативного и отклоняющегося развитияСтраница 2
— способность к свободе волепроявления;
— внутреннюю ответственность перед собой и другими;
— обретение смысла жизни.
Развитие с противоположными проявлениями следует считать аномальным. Задачи развития — это требования, с которыми индивид должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс продолжается всю жизнь, последовательно решая неотложные задачи переадаптации и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его самооценка. В табл. 1 дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.
Таблица 1
Задачи развития и типичные для них источники расстройств
Периоды |
Задачи развития |
Типичные социальные источники расстройств |
Раннее детство: 0—3 года |
Адаптация к ритму сон —еда. Формирование привязанности. Формирование речи. Прямохождение. Контроль над функциями выделения. Дифференцирование психосексуальной организации |
Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) — ребенок». Перерывы в интеракциях (переживания разлуки). Слишком мало интеракций |
Дошкольный и школьный возраст: 3—12 лет |
Автономия. Социальная адаптация. Ориентирование на достижения. Приобретение культур ных навыков. Формирование половой роли |
Родители много диктуют и слишком часто наказы- вают. Завышенные или заниженные требования педагогов. Неудача в сфере достижений. Неструктурированная или излишне структу рированная семья |
Подростковый возраст: 12—18 лет |
Поиск идентичности. Адаптация к половому созреванию. Поиск половой идентич- ности. Уход из родительского дома |
Неструктурированная или излишне структу- рированная семья. Табуирование сексуальности. Несоответствующие модели (образцы поведения). Семейные условия, препятствующие автономии |
В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций качественные изменения структуры психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в межкризисные периоды.
На практике оказывается, что такое понятие «нормы» не учитывает разновременность формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.
Специальная психология предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятие «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоею «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.
Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами.
Сначала сравниваем предметы.
Где кружков больше? (В нижнем ряду.)
Где кружков меньше? (В верхнем ряду.)
В каком ряду не хватает кружка?
Как уравнять, ч ...
Обучение приему «смысловое соотнесение»
Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу.
Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними, лучше, если эти связи основываются на сущ ...
Я-концепция
Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самостькак бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительны ...