Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение
нормативного и отклоняющегося развитияСтраница 2
— способность к свободе волепроявления;
— внутреннюю ответственность перед собой и другими;
— обретение смысла жизни.
Развитие с противоположными проявлениями следует считать аномальным. Задачи развития — это требования, с которыми индивид должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс продолжается всю жизнь, последовательно решая неотложные задачи переадаптации и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его самооценка. В табл. 1 дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.
Таблица 1
Задачи развития и типичные для них источники расстройств
|
Периоды |
Задачи развития |
Типичные социальные источники расстройств |
|
Раннее детство: 0—3 года |
Адаптация к ритму сон —еда. Формирование привязанности. Формирование речи. Прямохождение. Контроль над функциями выделения. Дифференцирование психосексуальной организации |
Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) — ребенок». Перерывы в интеракциях (переживания разлуки). Слишком мало интеракций |
|
Дошкольный и школьный возраст: 3—12 лет |
Автономия. Социальная адаптация. Ориентирование на достижения. Приобретение культур ных навыков. Формирование половой роли |
Родители много диктуют и слишком часто наказы- вают. Завышенные или заниженные требования педагогов. Неудача в сфере достижений. Неструктурированная или излишне структу рированная семья |
|
Подростковый возраст: 12—18 лет |
Поиск идентичности. Адаптация к половому созреванию. Поиск половой идентич- ности. Уход из родительского дома |
Неструктурированная или излишне структу- рированная семья. Табуирование сексуальности. Несоответствующие модели (образцы поведения). Семейные условия, препятствующие автономии |
В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций качественные изменения структуры психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в межкризисные периоды.
На практике оказывается, что такое понятие «нормы» не учитывает разновременность формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.
Специальная психология предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятие «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоею «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.
Социологические данные о проблемах добрачного
периода
Во время преддипломной практики было проведено анкетирование студентов в качестве дополнительного материала для выполнения дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи».
В анкетировании приняли участие 42 человека. Из них 10 человек – представители мужского пола. Очень многих юношей и ...
Основание института брака
Существует на свете одна книга, написанная людьми, но под водительством Бога – Библия. В этом уникальном Божьем документе даны ответы на первостепенные вопросы человечества. В том числе и о вступлении в брак. Библейские пророчества характеризуют эту книгу как Божественную. Никто, кроме Всемогущего Бога, знающего начало и конец, не мог о ...
Методы и методики исследования
Для решения стоящих перед нами задач, мы выбрали наиболее подходящие для нашего исследования методики:
1)тестирование:
а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».
Методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возмож ...

