Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития

Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития
Страница 2

— способность к свободе волепроявления;

— внутреннюю ответственность перед собой и другими;

— обретение смысла жизни.

Развитие с противоположными проявлениями следует считать аномальным. Задачи развития — это требования, с которыми индивид должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс продолжается всю жизнь, последовательно решая неотложные задачи переадаптации и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его самооценка. В табл. 1 дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.

Таблица 1

Задачи развития и типичные для них источники расстройств

Периоды

Задачи развития

Типичные социальные источники расстройств

Раннее

детство:

0—3 года

Адаптация к ритму сон —еда.

Формирование привязанности.

Формирование речи.

Прямохождение.

Контроль над функциями выделения.

Дифференцирование психосексуальной организации

Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) — ребенок».

Перерывы в интеракциях (переживания разлуки).

Слишком мало интеракций

Дошкольный и школьный

возраст:

3—12 лет

Автономия.

Социальная адаптация.

Ориентирование на достижения.

Приобретение культур ных навыков.

Формирование половой

роли

Родители много диктуют и слишком часто наказы-

вают.

Завышенные или заниженные требования

педагогов.

Неудача в сфере достижений.

Неструктурированная или излишне структу рированная семья

Подростковый возраст: 12—18 лет

Поиск идентичности.

Адаптация к половому

созреванию.

Поиск половой идентич-

ности.

Уход из родительского

дома

Неструктурированная или излишне структу-

рированная семья.

Табуирование сексуальности.

Несоответствующие модели (образцы поведения).

Семейные условия, препятствующие автономии

В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций качественные изменения структуры психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в межкризисные периоды.

На практике оказывается, что такое понятие «нормы» не учитывает разновременность формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.

Специальная психология предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятие «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоею «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.

Страницы: 1 2 3 4


Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами. Сначала сравниваем предметы. Где кружков больше? (В нижнем ряду.) Где кружков меньше? (В верхнем ряду.) В каком ряду не хватает кружка? Как уравнять, ч ...

Обучение приему «смысловое соотнесение»
Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу. Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними, лучше, если эти связи основываются на сущ ...

Я-концепция
Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самостькак бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительны ...