Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития

Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития
Страница 2

— способность к свободе волепроявления;

— внутреннюю ответственность перед собой и другими;

— обретение смысла жизни.

Развитие с противоположными проявлениями следует считать аномальным. Задачи развития — это требования, с которыми индивид должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс продолжается всю жизнь, последовательно решая неотложные задачи переадаптации и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его самооценка. В табл. 1 дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.

Таблица 1

Задачи развития и типичные для них источники расстройств

Периоды

Задачи развития

Типичные социальные источники расстройств

Раннее

детство:

0—3 года

Адаптация к ритму сон —еда.

Формирование привязанности.

Формирование речи.

Прямохождение.

Контроль над функциями выделения.

Дифференцирование психосексуальной организации

Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) — ребенок».

Перерывы в интеракциях (переживания разлуки).

Слишком мало интеракций

Дошкольный и школьный

возраст:

3—12 лет

Автономия.

Социальная адаптация.

Ориентирование на достижения.

Приобретение культур ных навыков.

Формирование половой

роли

Родители много диктуют и слишком часто наказы-

вают.

Завышенные или заниженные требования

педагогов.

Неудача в сфере достижений.

Неструктурированная или излишне структу рированная семья

Подростковый возраст: 12—18 лет

Поиск идентичности.

Адаптация к половому

созреванию.

Поиск половой идентич-

ности.

Уход из родительского

дома

Неструктурированная или излишне структу-

рированная семья.

Табуирование сексуальности.

Несоответствующие модели (образцы поведения).

Семейные условия, препятствующие автономии

В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций качественные изменения структуры психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в межкризисные периоды.

На практике оказывается, что такое понятие «нормы» не учитывает разновременность формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.

Специальная психология предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятие «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоею «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.

Страницы: 1 2 3 4


Анализ трудов авторов психоаналитической теории детского развития. Теория Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и З.Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые ...

Эпигенетический принцип
Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания : он состоит из двух частей: 1. Л ...

Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора. Программа эмпирического исследования
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как 1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну; 2) коммуникативную способность, так как юм ...