Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Психический дизонтогенез как «болезни развития»
Страница 4

- локально поврежденный тип развития наблюдается при меньшем объеме общемозговых проявлений, для него характерны «мозаичность» познавательной деятельности и замедление темпа развития; — диффузно поврежденный тип развития характеризуется изменениями операционально-технических характеристик психической деятельности (снижение ее темпа, неравномерность, колебания психического тонуса и работоспособности) и выраженными повреждениями регуляции. В тяжелых случаях происходит распад отдельных, уже сформированных ВПФ в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся, в более легких — снижение темпа формирования ВПФ. Клинический диагноз — приобретенная умственная отсталость органического, эпилептического, шизофренического генеза. Н.Я. и М.М. Семаго объединяют собственно психологический подход с нейропсихологическим, обосновывая это тем, что такие параметры, как квалификация актуального психического состояния ребенка, определение времени и места «поломки», соотнесение ситуации развития с возрастными нормативами и «идеальной программой развития», требуют обращения к принципам и закономерностям нейропсихологического анализа. В результате определяется интегративный статус развития, позволяющий выбрать адекватные коррекционные программы, соответствующие характеру развития ребенка, в том числе и необходимую последовательность их реализации.

Сами авторы отмечают, что предлагаемая классификация достаточно условна, как и любая другая, описывающая относительно «чистые», «ядерные» варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут по своим проявлениям частично накладываться друг на друга и пересекаться. Кроме того, в зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий и факторов развития может происходить «смещение» исходного варианта нарушения в сторону иного психологического типа, который будет маскировать истинный, первичный дизонтогенез. Поэтому отнесение ребенка к тому или иному типу — это исключительно динамическая оценка, определяющая внутренний ход его процесса развития, но не ярлык, прикрепленный раз и навсегда.

Опираясь на основные положения закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник и др.), В.В. Лебединский предложил патопсихологические параметры, характеризующие психический дизонтогенез.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и позволяет выделить частный и общий дефекты. Частный дефект обусловливается дефицитарностью отдельных психических функций — гнозиса, праксиса, речи. Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем — подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности, возникает патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства) и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности и сложных специфических человеческих эмоций. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию.

Дисфункция регуляторных систем (общий дефект) влияет в той или иной степени на все стороны психического развития, нарушения же частных функций более парциальны и могут компенсироваться сохранностью регуляторных и других частных систем.

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более типичны явления повреждения психики с распадом структуры психической функции.

Временной фактор определяется не только хронологическим моментом повреждения, но и длительностью периода развития конкретной функции в онтогенезе. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития, например функции с подкорковой локализацией, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции имеют более длительный период развития и при раннем повреждении чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

В сензитивные периоды развивающийся организм особенно чувствителен к остаточным факторам. Это возрасты до 3 и 11 — 15 лет, когда особенно велика возможность появления нарушений или повреждений психики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие творчества
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способн ...

Понятие памяти, ее виды
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя ...

Оценка удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области
Цель данного исследования состоит в том, чтобы изучить удовлетворенность работника микроклиматическими условиями труда, содержание деятельности, взаимоотношения с руководителями и коллегами, возможность профессионального роста и другие факторы. Интерпретация результатов производилась на основании данной оценки для каждого утверждения и ...