Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Психический дизонтогенез как «болезни развития»
Страница 1

Онтогенетический подход к изучению нарушений психического развития и психических расстройств в детском возрасте широко применяется в клинике аномального детства, психиатрии и патопсихологии. Такие понятия, как онтогенез и дизонтогенез, широко используются в биологической, медицинской, психолого-педагогической литературе.

В общебиологическом плане онтогенез— это индивидуальное развитие живого организма от момента зарождения до конца жизни. Выделяют пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. Важнейшей составной частью последнего является психический онтогенез, наибольшая интенсивность которого приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются отдельные психические функции и личность.

В исследованиях психологов и физиологов показано, что степень зрелости отдельных функциональных систем на определенных возрастных этапах значительно различается. Каждая функциональная система и ее отдельные звенья имеют собственную программу развития, однако несмотря на это мозг работает как единое целое. Его интегративная деятельность предполагает теснейшее взаимодействие различных систем, их взаимную обусловленность.

По образному определению Л.О. Бадаляна, внешние проявления нервно-психического развития напоминают группу соревнующихся велосипедистов: вначале они сбиваются в единую массу, затем постепенно растягиваются цепочкой, лидер в которой часто сменяется, его обгоняют другие. Аналогично на каждом возрастном этапе какие-то функции или отдельные их звенья выглядят наиболее активными и сформированными, а на следующем этапе картина меняется: прежние «лидеры» отходят на вторые места, появляются новые формы и способы реагирования.

Если возрастной этап представить в виде финишной черты, то различные функции приходят к этой черте с разной степенью зрелости. Одни из них уже сформировались и в процессе онтогенеза незначительно модифицируются, другие только начинают формироваться. В этом заключается принцип гетерохронности — неодновременности развития функциональных систем. Однако гетерохрония может наблюдаться и в пределах одной функциональной системы.

Гетерохронность не исключает синхронность в созревании отдельных функциональных систем. В каждом возрастном периоде они должны находиться в определенной степени зрелости. Кроме того, развитие нервной системы ребенка сопровождается не только появлением новых форм реагирования, но и угасанием старых, первоначальных автоматизмов. Инволюция, запаздывание в угасании старых форм реагирования может препятствовать усложнению рефлекторной деятельности, формированию новых межанализаторных связей.

Термин «дизонтогенез» впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927 году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время это понятие включает также постнатальный (прижизненный) дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

В широком смысле дизонтогенез — отклоняющееся от условно принятой нормы развитие, «болезнь развития».

Психический дизонтогенез. Это нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри этих сфер.

Практически почти любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонениям в психическом развитии. Основными факторами, определяющими характер дизонтогенеза, являются происхождение, локализация, степень распространенности и выраженности поражения, время его возникновения и длительность воздействия, а также условия воспитания и обучения больного ребенка. Однако основная модальность психического дизонтогенеза обусловливается тем, что в нарушениях первичны зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера.

Среди основных проявлений дизонтогенеза — ретардация, акселерация и асинхрония.

Выделяют два основных типа психического дизонтогенеза (Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев): ретардацию и асинхронию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тренинг развития фантазии
Есть три закона развития творческого воображения: [5. С. 6] 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накап ...

Анализ результатов исследования.
1. Результаты исследования по тесту К.Томаса по определению стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях у девушек из 11ых классов представлены в таблице №1. Определение стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях по тесту К.Томаса. Табл. №1. № Ф.И. Сотр. Сопер. Компр. Избег. Присп. ...

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
Основными критериями нормального протекания сенсорного развития является соответствие определенным формальным показателям сформированности отдельных психических функций (восприятия, моторики, речи и т.д.) [28]. Исследования Л.А. Венгера [7], Э.Г. Пилюгиной [30], Д.Б. Эльконина [38] и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное ра ...