Механизмы развития мотивации человека
Страница 2

2. При данном понимании психического термин мотивация служит родовым понятием для обозначения всей совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На основе психического отражения регулируется не весь процесс удовлетворения биологических потребностей, а только те его звенья, которые предполагают активность в изменчивой среде и требуют ситуативной выработки реакций.

3. Взаимосзязанность как эволюционного развития, так и функционального обнаружения механизмов мотивации исключает отчетливое различение в сложной внутренне соподчиненной их системе отдельных структурных единиц, таких как «потребность», «мотив» и т. п. При наполнении такого рода теоретических категорий конкретным содержанием неизбежен, по крайней мере на современном уровне знаний о механизмах мотивации, элемент произвольности.

4. В процессе актуализации потребностей и порождении ими конкретных мотивационных побуждений можно выделить две основные фазы. Если потребность актуализируется при отсутствии в окружении соответствующего ей предмета, формируется специфическое состояние мотивационной установки, означающее потенциальную готовность к активной реакции в случае его появления.

Известен феномен столь глубокого погружения субъекта в выполняемую им деятельность (познавательную, трудовую, творческую, спортивную и др.), когда вся его жизнь становится подчиненной только целям, связанным с этой деятельностью, что дало повод для появления стереотипов трудоголиков, увлеченных игроков и т.п. Наиболее ярко данный феномен описан применительно к творческой деятельности (Якобсон, 1936; Маслоу, 1999; Amabile, 1999). Наблюдаемая гиперактивность требует соответствующей силы побуждения и работы особых мотивационных механизмов, которые можно назвать гипермотивацией. О явлении гипермотивации можно говорить в двух значениях: как о высокой силе мотива (что не может в полной мере объяснить происхождение и механизмы развития гипермотивации) и как об устойчивой, определяющей и доминирующей роли мотивов деятельности, которые подчиняют себе мотивацию субъекта, как о его специфической иерархии мотивов. Необходимо признать, что в явлении гипермотивации большую роль играет как высокая сила мотива, так и определяющее, доминирующее значение данного мотива (или их комплекса) в иерархии мотивов личности. В клинической практике гипермотивация изучалась в рамках исследования формирования зависимостей от психотропных средств. Так, в работах Б.С.Братуся подробно изучены механизмы возникновения и дальнейшего развития мотивации больных алкоголизмом (Братусь, 1988). В настоящее время изучение механизмов гипермотивации в тех видах деятельности, которые опосредствованы компьютером, является особенно актуальным. Случаи чрезмерного увлечения применением компьютерных технологий п различных видах деятельности происходят часто и представляют реальную психологическую проблему (Young, 1998).

Психологические проблемы применения информационных технологий все активнее привлекают внимание специалистов. Разрабатываются глобальные проблемы, связанные с трансформацией современной культуры и развитием личности в условиях широкого распространения и применения информационных технологий (В.П. Зинченко, О.К.Тихомиров, Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский, Е.Б.Моргунов, М.Коул, J.Suler, К.Young, Sh.Turkle). Проводится теоретико-методологическая и практическая работа по изучению изменения операционально-технического состава деятельности, опосредствованной информационными технологиями, влияния применения компьютеров в учебной, трудовой, игровой и другой деятельности (А.В.Брушлинский, А.А.Крылов, О.К.Тихомиров, В.В.Рубцов, А.Е.Войскунский, А.И.Нафтульев, С.Л.Новоселова, В.М.Мунипов, Б.Ф.Ломов, В.Е.Лепский, В.Я.Ляудис, Т.В.Корнилова, А.Г. Шмелев, В.С.Собкин, Ч.Крук, Г.Астляйтнер, Г.Сакман, Б.Шнейдерман, А.Чапанис). Развитие и внедрение информационных технологий в деятельность человека идет все более быстрыми темпами. Круг видов деятельности, опосредствованных информационными технологиями, расширяется; восходящие к информационным технологиям метафоры, понятия и теоретические конструкты используются в современных философских и социальных теориях, особенно постмодернистского характера (Ж.Бодрийяр, 1995; М.Кастельс, 2000; А.И. Ракитов, 1991; Г.Л.Смолян, 1997; К. Gergen,1996).

Информационные технологии представляют собой развитие знаковых систем, которые, опосредствуя деятельность человека, оказывают влияние на его психику (А.Н.Леонтьев, 1970; Тихомиров, 1993). Поэтому изучение психологических механизмов мотивации (и в особенности гипермотивации) в условиях деятельности, опосредствованной компьютерными технологиями, является закономерным и актуальным. При переопосредствовании деятельности (Коул, 1997) наряду с прямым воздействием информационных технологий на психические процессы, мотивацию и на личность в целом происходит также косвенное воздействие (Бабаева, Войскунский, 1998).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Гендерные отношения
Гендерные отношения, которые складываются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или скрытой сегрегацией (принудительной изоляцией) и конвергенцией (схождением признаков разных групп). Последняя тенденция я ...

Основные свойства восприятия
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному субъективно в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искаж ...

Психологическое заключение подростков
Ф.И. ребёнка: Веприков Сергей Код ребёнка: В.С. Возраст ребёнка: 14лет 10 месяцев. Дата обследования: сентябрь 2010 г. 1. Общая характеристика возрастного развития 1) Физическое развитие: норма 2) Внешний вид: аккуратен 3) Мелкая моторика руки: высокий уровень 4) Темп жизнедеятельности: малоподвижный 5) Познавательное развитие: ...