Механизмы развития мотивации человека
Страница 6

В качестве одного из видов понимания гипермотивации можно предложить повышенную силу мотива. Однако, представляется, что для каждого конкретного вида деятельности имеется свой уровень повышенной мотивации. Кроме того, для каждого индивида, в зависимости от его личностных характеристик, может существовать свой «оптимум мотивации». Так, в специальных исследованиях было показано, что для менее тревожных испытуемых для успешного выполнения деятельности необходим более высокий уровень мотивации, чем для более тревожных (Хекхаузен, 1986). Кроме того, в классических исследованиях влияния силы мотива на эффективность деятельности было показано, что при повышенной мотивации эффективность деятельности ухудшается. При этом для каждой задачи существует свой оптимум мотивации (цит. по Нюттен, 1975). В ряде случаев сила побуждения ситуативного мотивационного образования может превышать силу мотива, отвечающего за механизмы гипермотиваци (например, в ситуации стресса). Таким образом, феноменология, связанная с гипермотивацией (повышенная активность по выполнению определенной деятельности, определяющий характер мотивационных образований, релевантных ей) вряд ли может быть объяснена только силой одного мотива или их комплекса.

Другое понимание гипермотивации предполагает определяющую, доминирующую, устойчивую во времени роль мотивов одной деятельности по сравнению с мотивами других деятельностей человека. О гипермотивации во втором смысле обычно упоминается в связи с определенными видами деятельности или даже в связи с личностными изменениями (часто - в клинической практике). О гипермотивации можно говорить, сталкиваясь с явлением увлеченности деятельностью или идеями. Такими часто предстают люди искусства, спортсмены, путешественники, коллекционеры, подчиняющие свою жизнь или значительный ее отрезок реализации некоторой цели. Гипермотивированные люди в чем-то обедняют свою жизнь за счет безусловного доминирования конкретных мотивационных образований, резкого сужения интересов, поглощенности одним делом. Кроме того, можно предположить, что гипермотивация участвует в формировании психологических зависимостей. Так, в клинической практике выработано представление о сверхмотивации применительно к клиническим случаям изменения личности, зависимости от алкоголя, употребления наркотических веществ и т.д. Б.В.Зейгарник описан механизм сдвига мотива на цель у больных эпилепсией, который приводит к изменению всей личности больного (Зейгарник, 1982). В этих случаях имеет место не столько повышенная сила мотива, сколько изменение всей мотивации индивида таким образом, что все остальные мотивы, игравшие ранее ведущую роль ,. уступают свою побудительную силу одному-единственному мотиву и мотивация, например, употребления алкоголя, становится доминирующей, определяющей деятельность субъекта (Братусь, 1988). Больные алкоголизмом не утрачивают окончательно мотивации общения, достижения, принятия и др., однако, реализация этих мотивов возможна теперь только в деятельности, направленной на удовлетворение ведущей мотивации - употребления алкоголя. Поэтому часто употребление алкоголя и происходит не в одиночку, а в компании, оно включено (также как и другие мотивы) в деятельность, названную Б.С.Бра гусем иллюзорно-компенсаторной - деятельность, которая удовлетворяет и ведущую мотивацию субъекта, и другие мотивы, создавая при этом иллюзию благополучия (Братусь, 1988).

Понимание повышенной мотивации деятельности как мотивации, играющей определяющую роль по отношению к другим мотивам личности, можно найти и применительно к творческой деятельности. Так, повышенный уровень мотивации необходим для выполнения творческой деятельности (Collins, Amabile, 1999). Здесь же стоит упомянуть понимание определяющей роли потребности в самоактуализации в творческой деятельности в теории А.Маслоу, уже указанное выше. Определяющая роль - потребности в самоактуализации, которая побуждает творческую деятельность, означает перестройку иерархии мотивов личности.

Ограничимся двумя вышеприведенными интерпретациями относительно нового термина гипермотивации. Как мы видим, гипермотивация во втором смысле (как такое устойчивое изменение мотивации, когда роль одного или группы мотивов, побуждающих определенную деятельность, становится определяющей, доминирующей по отношению к другим мотивам, что коренным образом меняет всю иерархию мотивов личности) может быть отнесена к числу специфических мотивационных механизмов, перестраивающих и видоизменяющих мотивационную сферу личности. Данный механизм не был ранее описан в психологических работах, хотя нельзя сказать, что он не фигурирует в них в различных контекстах и под иными наименованиями. Так, выше уже неоднократно упоминалось о роли внутренней мотивацией в побуждении деятельности. Феноменологически явление внутренней мотивации часто сопровождает случаи гипермотивации (например, в отношении творческой деятельности). Поэтому представляется необходимым рассмотреть вопрос о соотношении внутренней и внешней мотивации деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Оценка
Какую оценку поставит экзаменатор? Трудно ответить на этот вопрос. Оценка зависит не только от того, ч т о вы сказали на экзамене, но и от того, к а к вы это сказали. Для полноты впечатления от вашего ответа экзаменатор вполне может вас спросить: «Ну, так что будем ставить - 3 или 4?» Если вы спокойно ответите «3», он поймет, что на эт ...

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где п ...

Психологическое заключение и рекомендации по успешной адаптации ребёнка в школе
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная ...