Механизмы развития мотивации человека
Страница 5

Неосознаваемые мотивы деятельности «входят в . сознание, но .особым образом» через - субъективную окраску отражаемых явлений, т.е. через личностный смысл (Леонтьев, 1971, с.20). Однако, в самом личностном смысле могут и не открыться собственно мотивы деятельности, тем более «переживание человеком острого желания достигнуть открывающуюся перед ним цель . само по себе еще ничего не говорит о том, в чем заключается движущий им смыслообразующий мотив» (Леонтьев, 1971, с. 26). Поэтому для осознания мотива личности следует проделать определенную работу на осознание мотива (личностного смысла). Постановка задачи на личностный смысл, по А.Н.Леонтьеву, характерна лишь для развитой личности, поскольку она порождается необходимостью «найти себя в системе жизненных отношений». Постановка и решение задачи на личностный смысл, по А.Н.Леонтьеву, является механизмом второго рождения личности. Механизмы сдвига мотивов и их осознания являются основными и для дальнейшего развития потребностно-мотивационной сферы человека.

Таким образом, к числу наиболее разработанных психологических механизмов мотивации человека могут быть отнесены механизмы развития биологической мотивации (мотивационное обусловливание), механизмы замещения, сублимации, динамики влечений (обращение в противоположное и смена объекта), конфликт и механизмы развития мотивации, в которых большое значение может принимать внутренняя работа личности (сдвиг мотива на цель и решение задачи на личностный смысл).

Мотивация конкретных видов деятельности изучалась применительно к разным профессиональным областям. Большое количество исследовательских работ было проведено в области спортивной психологии (А.Ц.Пуни, 1973, 1975), учебной деятельности (Божович, 1968; Бибрих, Васильев, 1987; Маркова, 1978) изучении творчества (Csikszentmihalyi, 1990; Crutchfield, 1962; Collins, Amabile, 1999), в том числе и научного (М.Г.Ярошевский, 1971), а также в рамках исследований работы представителей других профессий (Якобсон, 1936; Пушкин, Нерсесян, 1969, 1972). В спортивной психологии больше внимания уделялось изучению механизмов волевой регуляции (Вопросы психологии спорта, 1975; Пуни, 1959) однако, есть и указания на роль мотивационных процессов в деятельности спортсменов: при подготовке к соревнованиям огромную важность имеет мотивация участников, направленность на успех (Пуни, 1973, 1975). Необходимость признания за трудовой деятельностью (и, соответственно, ее мотивами) ведущей роли подчеркивается в такой работе, как операторская. Так, в работе по изучению деятельности операторов АЭС выделяется личностный уровень поведения оператора, для которого характерно «активное движение к качественно новым задачам», внутренняя мотивация трудовой деятельности (Машин, 1994).

Мотивации творческой деятельности значительное внимание уделялось в гуманистической психологии. К.Роджерс, как и А.Маслоу (Маслоу, 1999) полагал, что основной мотивацией творчества является стремление к самоактуализации, выражению сущности самой личности. Потребности самоактуализации в иерархии потребностей находятся на самом высшем уровне. Несмотря на то, что в работах Маслоу проводится тезис о невозможности актуализации потребностей высшего уровня до тех пор, пока низшие потребности остаются неудовлетворенными, сам Маслоу утверждал, что потребности самоактуализации, будучи актуализированными однажды, могут играть определяющую роль в жизни личности (Маслоу, 1999). Эта позиция близка к пониманию мотивации творчества как внутренней; К.Роджерс полагал, что в творчестве человек оценивает себя сам, и не стремится быть оцененным другими (Rodgers, 1954). Указание на внутренний характер мотивации творческой деятельности можно найти во многих работах (Sternberg, 1999; Torrance, 1983), хотя само понятие внутренней мотивации не конкретизируется авторами.

Как мы видим, применительно к разным видам профессиональной деятельности исследователями выдвигаются предположения, касающиеся природы ее мотивации. Какого рода мотивы движут спортсменами на соревнованиях, учеными - в научных исследованиях, артистами, операторами и т.д.? Некоторые виды деятельности побуждаются внутренней мотивацией, другие - внешней, часто имеющей повышенную силу побуждения мотивов.

Из жизненных наблюдений, литературных примеров хорошо известно, что нередко определенные мотивационные образования приобретают самодовлеющую силу, занимают устойчивое высшее положение в иерархии мотивов, побуждают активность субъекта, в том числе и саморазрушительную. Для столь выраженной силы мотивов может быть принято наименование гипермотивации. Поскольку оно не получило распространения в психологии, рассмотрим возможные направления его детализации. В целом гипермотивация может быть понята как такое проявление мотивации субъекта, при котором на первый план выходит его повышенная активность по выполнению деятельности (что, например, характерно для спортсменов, художников, артистов и пр.). При этом за рамками рассмотрения остается вопрос, каким образом и какого рода мотивы или их сочетания определяют такую повышенную активность, выходящую за рамки ведущей мотивации, преобразующую иерархию мотивов субъекта. Поэтому для дальнейшего анализа необходимо рассмотреть различные варианты понимания механизмов гипермотивации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Бихевиоризм
Бихевиоризм, как направление психологии исходит из того, что личность – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Бихевиоризм занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов теоретики бихе ...

Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в выделенных группах младших школьников
Рассмотрим различия в механическом, непроизвольном и опосредованном запоминании в выделенных группах младших школьников. Память в детском возрасте является одной из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает ве ...

История изучения представлений как психологической категории. История образа в воззрениях Платона и Аристотеля
Идея образа не является чем-то застывшим, постоянным и вечным. Образ — это текучая концепция, которая претерпела множество изменений на протяжении веков. Чтобы уловить малейшие сдвиги и изменения в этой концепции, мы проследим ее эволюцию от ранних формулировок греческих философов, до современных споров о статусе образа. История образа ...