Информация » Темперамент » История представлений о темпераменте.

История представлений о темпераменте.
Страница 2

Параллельно с представлениями о гуморальных, соматических источниках различий по темпераменту развивались (начиная с середины XVIII в.) идеи» получавшие все более полное и доказательное обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. Самой важной вехой на этом пути явилось обращение И.П. Пав­лова" к изучению свойств головного мозга, органа психики. Ве­ликим физиологом было разработано (в 20—30-е годы нашего века) учение о типах нервной системы, или, что то же самое, типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Сила

нервной системы — самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость: Важное значение имеет и другой показатель - подвижностьнервных процессов: установлено, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости, с которой происходит смена одного нервного процесса другим. Весьма значимый показатель и уравновешенность

нервной системы:

известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по силе от возбудительного, степень уравновешенности между ними бывает различной. То или иное сочетание указанных свойств и составляет тип нервной системы.

Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпера­ментов, которая известна с глубокой древности. А именно:

сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешен­ный быстрый тип нервной системы, флегматическому темперамен­ту — сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту — сильный неуравновешенный тип меланхолическому темпераменту - слабый тип нервной системы.

Подход к различиям в динамической стороне психики со стороны свойств типа нервной системы положил" начало новому этапу в изучении физиологических основ темперамента. В трудах психологов Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына (50-60-е годы) уточня­лись и обогащались представления о свойствах тала высшей, нервной деятельности человека. Были открыты новые свойства нервной системы. Одно из них — лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного про­цесса, в отличие от подвижности, характеризующей, быстроту смены одного процесса другим). Именно в функциональных осо­бенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах типов нервной деятельности (регулирующих накопление и расход энергии) видит современная наука ближайшие причины индивидуальных разли­чий по темпераменту (исследования В. С. Мерлина, Я.Стреляу и др.). При этом в последние годы получает распространение точка зрения, согласно которой в основании темперамента лежит общая конституция организма (охватывающая биологические основы психики разного уровня), в которой особо значимое место при­надлежит мозговым механизмам (В.М. Русалов).

Страницы: 1 2 


Направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР (третий уровень речевого развития) необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает: – развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм; ...

Определение психотерапии и содержание основных понятий
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подход ...

Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнен ...