Возрастной аспект социальной перцепции
Страница 2

Выявлению того, что именно дети разного возраста отражают в другом человеке, что в его внешнем облике для них значимо, что в формирующемся у них образе выдвигается на первый план, а что до времени оказывается в тени, способствует изучение подражания, игры и художественного творчества детей.

Многофазовый процесс подражания начинается с того, что у субъекта, наблюдающего за действиями другого, складывается образец этих действий, «мерка подражания». Исследователи выделили следующие этапы подражания: а) безусловное подражание новорожденного; б) малосознательное подражание младенца отдельным звукам, движениям, переходящее в конце младенческого возраста в подражание словам и действиям с предметами; в) дальнейшее воспроизведение движений и действий взрослого, а также все учащающееся отражение и воспроизведение преддошкольником целых фрагментов деятельности и жизни взрослых и их речи; г) игры-подражания на следующих ступенях развития ребенка; д) сознательное неигровое подражание, когда оно становится по преимуществу мотивированным и избирательным [7].

В раннем возрасте вторая сигнальная система проходит начальный этап своего развития, первая же достаточно развита для отражения и воспроизведения движений, аналогичных движениям взрослых. Поэтому, подражая, ребенок может воспроизвести систему движений, не улавливая зависимости между действием и его результатом, но ребенок отражает и отображает определенные социально значимые движения – жесты, выражение лица, действие с предметом – другого человека и тем самым сделал шаг вперед не только в овладении социально принятыми формами поведения, но и продвинулся в познании другого человека. С развитием второй сигнальной системы слово, следуя первоначально за процессом подражания, фиксируя его результат, затем существенным образом его перестраивает, придавая ему обобщенный и сознательный характер.

В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться, чему в значительной степени способствует овладению ребенком новыми видами деятельности, расширение круга и появление внеситуативного личностного общения.

Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. В игровых действиях ребенка содержание жизни и деятельности взрослых отражается в определенной последовательности. Играя, ребенок входит в такие сферы жизни людей, отражает такие их стороны, которые вне игры ему не доступны. А. А. Бодалев отмечает, что в специфических условиях игры через действие с предметами ребенок «входит» в человеческие отношения. Он воспроизводит в игре образ другого человека, оценивая с товарищами по игре каждое игровое действие с точки зрения соответствия действия образу. В результате такого сопоставления у ребенка развивается осознание внешних и внутренних особенностей другого человека [7, c. 81].

Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрываются их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание.

Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А. А. Бодалев, отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении. Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку [28].

Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в восприятии детьми друг друга. В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше положение ребенка в группе, тем выше его оценивают его сверстники, и наоборот. Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность. Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений.

Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т. А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:

Страницы: 1 2 3


Творческие способности и их развитие
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». ...

Теоретические основы выявления индивидуально-психологических особенностей личности суициндентов. Общее понятие суицида, его виды и причины
В XX в. изучением проблемы суицида занимались такие психологи как Э. Гроллман, В. Франкл, К. Роджерс и другие. Можно сказать, что наиболее важными проблемами, привлекающими внимание всех исследователей в этой области, являются: · Причины самоубийства; · Факторы риска (пол, социальное положение, психические расстройства, генетические з ...

Специфика взаимоотношений больного и врача
Выполнение профессиональных обязанностей во врачебной деятельности по утверждениям С.Л. Соловьева требует «вхождения» в ситуацию болезни и ее переживания больным. Болезнь ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, первой эмоциональной реакцией на которую является страх, та пускающий, в свою о ...