Возрастной аспект социальной перцепцииСтраница 2
Выявлению того, что именно дети разного возраста отражают в другом человеке, что в его внешнем облике для них значимо, что в формирующемся у них образе выдвигается на первый план, а что до времени оказывается в тени, способствует изучение подражания, игры и художественного творчества детей.
Многофазовый процесс подражания начинается с того, что у субъекта, наблюдающего за действиями другого, складывается образец этих действий, «мерка подражания». Исследователи выделили следующие этапы подражания: а) безусловное подражание новорожденного; б) малосознательное подражание младенца отдельным звукам, движениям, переходящее в конце младенческого возраста в подражание словам и действиям с предметами; в) дальнейшее воспроизведение движений и действий взрослого, а также все учащающееся отражение и воспроизведение преддошкольником целых фрагментов деятельности и жизни взрослых и их речи; г) игры-подражания на следующих ступенях развития ребенка; д) сознательное неигровое подражание, когда оно становится по преимуществу мотивированным и избирательным [7].
В раннем возрасте вторая сигнальная система проходит начальный этап своего развития, первая же достаточно развита для отражения и воспроизведения движений, аналогичных движениям взрослых. Поэтому, подражая, ребенок может воспроизвести систему движений, не улавливая зависимости между действием и его результатом, но ребенок отражает и отображает определенные социально значимые движения – жесты, выражение лица, действие с предметом – другого человека и тем самым сделал шаг вперед не только в овладении социально принятыми формами поведения, но и продвинулся в познании другого человека. С развитием второй сигнальной системы слово, следуя первоначально за процессом подражания, фиксируя его результат, затем существенным образом его перестраивает, придавая ему обобщенный и сознательный характер.
В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться, чему в значительной степени способствует овладению ребенком новыми видами деятельности, расширение круга и появление внеситуативного личностного общения.
Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. В игровых действиях ребенка содержание жизни и деятельности взрослых отражается в определенной последовательности. Играя, ребенок входит в такие сферы жизни людей, отражает такие их стороны, которые вне игры ему не доступны. А. А. Бодалев отмечает, что в специфических условиях игры через действие с предметами ребенок «входит» в человеческие отношения. Он воспроизводит в игре образ другого человека, оценивая с товарищами по игре каждое игровое действие с точки зрения соответствия действия образу. В результате такого сопоставления у ребенка развивается осознание внешних и внутренних особенностей другого человека [7, c. 81].
Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрываются их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание.
Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А. А. Бодалев, отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении. Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку [28].
Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в восприятии детьми друг друга. В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше положение ребенка в группе, тем выше его оценивают его сверстники, и наоборот. Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность. Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений.
Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т. А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:
Социокультурная теория
личности (Карен Хорни)
Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:
1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она ...
Законность, гражданственность, моральность, доверие, справедливость
При рассмотрении мотивов поведения людей, нельзя не остановиться на проблеме: что делает закон "законным"? Во всяком случае не его содержание, оно может быть глупым, недостаточным или вовсе бессмысленным. Законным, для большинства из нас этот закон является потому, что его принял Рийгикогу. Если мы зададим вопрос людям: почему ...
Выписка из журнала психологического запроса младших школьников
Содержание
запроса
Ф.И.О. запрашиваемо го
Дата запроса
рекомендации
Как
предупредить
тревожность
ребёнка?
Мама девочки 2 класса Меньшикова Л.М.
22.09.10
1. ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
отказаться от слов, которые униж ...

