Возрастной аспект социальной перцепции
Страница 1

Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. А. А. Бодалев пишет, что развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно действует на развитие социально-перцептивных способностей человека [7].

Активно развивается социально-перцептивный процесс в младенчестве и раннем детстве. Похлопывания, поглаживание, запахи человеческого тела, речь взрослых с первых дней жизни способствуют выделением младенцем человека как чего-то принципиально отличного от окружающего мира, поддерживают оптимальный уровень психологической близости между ребенком и социальным окружением, формируют их отношения, дают ощущение ребенку его значимости и ценности для окружающих.

Уже в конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает выделять взрослого из окружающей среды, сначала улыбкой, потом – реагировать на него «комплексом оживления», который проявляется в эмоционально положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, активными движениями, вокализацией, фиксированием взгляда на лице взрослого и прислушиванием к его голосу. Все это свидетельствует, что ребенок перешел на новый этап развития [25, c. 8]. «Комплекс оживления», по мнению А. А. Бодалева, и есть начало формирования образа другого человека, подготовленное всем предшествующим взаимодействием с ним. В это время образ представляет собой рыхлое, аморфное, недифференцированное ядро, на его основе осуществляется комплексное восприятие и отражение невербального поведения близких людей [28].

Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребности в общении. В то же время именно в процессе общения с взрослыми особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие образа идет в направлении от общего к частному, от недифференцированного к точному, от полимодального восприятия к специфическому.

Ситуативно-личностная форма общения (по М. И. Лисиной) является в младенческом возрасте ведущей деятельностью, т.е. определяет дальнейшее психофизическое развитие ребенка. М. А. Панфилова пишет, что именно в эмоциональных контактах у ребенка возникает стремление поделиться со взрослыми своими переживаниями и способность сопереживать ему. Оформляются аффективно-личностные связи между ними, которые могут обеспечить формирование доброжелательного отношения ребенка к людям, к окружающему миру и воспитать уверенность в себе [25].

В первом полугодии складывается отношение к взрослому как к партнеру по общению, но в это время ребенок еще не может дифференцировать отрицательные невербальные проявления взрослого от положительных. Образ другого человека расплывчат, неиндивидуализирован, недифференцирован. Начиная с шестимесячного возраста, ребенок уже способен воспринимать невербальное поведение взрослых как показатель их психического состояния, отношения взрослых к нему. Отношение к сверстнику, как к «очень интересному предмету: ребенок изучает и ощупывает его, не видит в нем человека» [25, c. 9], также свидетельствует о неточности образа человека.

Развитие общения с взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифференцировать внешний облик окружающих людей, но и воспринимать их с разных сторон, вычленять их существенные функции. Так уже в процессе делового общения (с 10-11 месяцев) взрослый выступает для ребенка не только как человек, способный удовлетворить его органические потребности, но и как организатор знакомства с общественным опытом действий с предметами, как руководитель ориентировки его в окружающем мире. К первому году жизни ребенок усваивает образцы невербального поведения различных людей (знакомых и незнакомых).

Чрезвычайно важно, что в этот ранний этап, период сензитивный для развития речи, взрослый выступает для ребенка и как носитель речевых форм общения. Овладение речью оказывает значительное влияние на процесс формирования у ребенка восприятия человека. А. А. Бодалев пишет, что с возникновением речи чувственный образ человека соединяется со смысловым содержанием слова. Именно благодаря этому человек начинает выступать в восприятии ребенка как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно данными свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами. Невербальное поведение начинает выступать выразителем некоторых психологических явлений, субъективных свойств человека, приобретает статус семантических актов. Складываются первые, еще элементарные обобщенные представления о других людях, которые конкретизируются и обогащаются в старшем дошкольном возрасте. Образ другого человека приобретает точность, дифференцированность, константность. Наиболее раннее его содержание, формирующееся на аффективной основе в процессе невербального взаимодействия с окружающими взрослыми, сохраняется во всех возрастах и определяет восприятие ситуации в целом, ее смысловую направленность [7].

Страницы: 1 2 3


Понятие творчества
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способн ...

Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика на определение уровня конфликтности и предпочитаемого стиля поведения в конфликтной ситуации (Приложение №1) среди испытуемых: - соперничество; - приспособление; - компромисс; - уклонение; - сотрудничество. С помощью данной методики были получены следующие данные, ко ...

Ориентировка ребенка в пространстве
Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориентируется в малом пространстве - комнате, квартире. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве. Ребенок должен уметь ответить на следующие вопросы: - В каком городе (поселке, деревне) ты живешь? - Назови свой адрес. На каком этаж ...