Информация » Психология межэтнических отношений » Личность и личностные черты: универсальность или специфичность

Личность и личностные черты: универсальность или специфичность
Страница 3

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (лат. segregatij отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Специфику межэтнического взаимодействия можно классифицировать по разным основаниям, все зависит от того, с позиций какой науки ее рассматривать. Психология подходит к ней как взаимодействию представителей различных общностей, являющихся носителями специфического национального самосознания; представителями различных общностей, являющихся носителями определенных этнических норм, традиций и обычаев. Диктуют специфику проявления национально-психологических особенностей, национальных установок и стереотипов представителей различных этнических общностей национальные нормы, традиции и обычаи.

Национальное самосознание проявляется в определенных восприятиях, мышлении, особенностях действий и поведения представителей этнической общности, сплетаются» во все сферы их жизнедеятельности. Но точно таким же свойством обладают и этнические нормы, являющиеся в одно и то же время и составляющими этнического самосознания и средствами его реализации в жизнь.

Любая этническая норма — это требование к личности и специфическим малым группам (семья, род, община) со стороны этноса в целом. Одновременно это образец этнических суждений и (или) предписание поведения, действий, поступков, целесообразных и обязательных с точки зрения этноса.

Специальные исследования показывают, что в наиболее стабильных сообществах человек чрезвычайно редко выступает против норм и правил, установленных в этносе, не стремится проявлять пренебрежение к этническим требованиям. Такой человек органично вписывается в свою общность, прочно следует его предписаниям, что в значительной степени способствует возникновению чувства гармонии со всеми окружающими, определенности и безопасности.

В современной науке и практике рассматриваются различные разновидности, социальных норм, и все они классифицируются по своеобразным основаниям, например, выделяются нормы правовые, моральные, административные, экономические и т.д. и т.п. Но в историческим и филогенетическом планах прародителями всех разновидностей социальных норм были нормы этнические, которые впоследствии через межэтническое взаимодействие расширялись, обогащались, разнообразились и многие из них в конце концов воспринимались как общечеловеческие требования, которые сегодня часто оформляются в качестве различных официальных предписаний.

К конкретным проявлениям этнических норм можно отнести традиции, обычаи, верования, этнические правила и принципы, этнические стереотипы и т.п. «Возможно, у кого-то вызовет сомнение, что мы относим к этническим нормам стереотипы, но этому есть вполне доказательное объяснение, — считает А.Д. Карнышев. — Любой психологический стереотип основывается - на привычности, повторяемости и схематичности явлений, суждений, действий, а эти характеристики — непременные атрибуты этнической нормы. Можно сказать даже больше: именно стереотипы являются прародителями этнических норм, поскольку в их качестве закреплялись позиции, действия, оценки и отношения, которые повторялись изо дня в день или в каких-то периодических ситуациях и были в силу этого весьма значимыми для жизнедеятельности этноса».

Все официальные нормы, «выросшие» из обычаев и установлений этноса могут действовать эффективно лишь в том случае, если они отвечает духу традиционных требований, соответствуют психологии народа и поддерживаются общественным мнением. И именно поэтому социальные нормы выступают важней предпосылкой закрепления национально-психологических особенностей людей, способствуют или не способствуют их продуктивному функционированию.

Наличие среди этнических норм всевозможных запретов, табу, различного рода санкций отражает среди прочих моментов тот факт, что далеко не все члены сообщества хотят и стремятся овладеть установленными нормами поведения, или даже при наличии такого умения, нарушают их. Отсюда существенной проблемой является обеспечение этноса различными институтами трансформации социальных норм в сознание индивида, т.е. их превращение из сугубо внешних регуляторов поведения в интернализированные (ставшие внутренними осознанными ориентирами) детерминанты поступков и действий. Данный процесс в науке часто определяется как социализация индивида; в каждой культуре, в каждом этносе он носит специфическую окраску, достигается своеобразными методами и способами. Механизмы социализации, естественно, также своеобразны у каждой конкретной этнической общности.

Страницы: 1 2 3 4


Приложения
Приложение 1 Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопережив ...

Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с высоким уровнем психомоторной активности
-0,52 0,55 0,63 0,62 0,45 0,45 0,49 1. Фактор «социальная эмоциональность» имеет положительную корреляцию с факторами «ситуативная тревожность» (r= 0,55), (p≤ 0,05), «личностная тревожность» (r= 0,62), (p≤ 0,05). Медработники с высокой эмоциональностью в коммуникативной сфере, высокой чув ...

Уточняющие вопросы
Если вы ходите вокруг да около основного вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо, например: «Так когда же была основана Москва?» Тут очень сложно что-либо посоветовать, если вы точно не знаете ответ. Заметим лишь, что вместо «не знаю» лучше сказать «не помню». Дело в том, что в числе причин, повышающих вероятность получения ...