Диагностические методики
Страница 1

1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе»

1. Мотивационная готовность.

Цель: выявление отношения детей к школе и учению.

Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику.

Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний и низкий (мотивационной готовности).

Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей детей; включает задания на осведомлённость и словарный запас, логическое мышление и математические способности.

Оборудование: состоит из 4 субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

Описание: у каждого испытуемого своя тетрадь, задания выполняются без ограничения времени; задания читаются вслух, дети выбирают нужный ответ; может использоваться индивидуально и в группах по 5 - 10 человек. Имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном обследовании.

Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей.

3. «Страхи в домиках» А.И. Захаров. Цель: диагностика страхов у детей.

Оборудование: бланк с 2 нарисованными домами: красным и чёрным. Инструкция: «в красный и чёрный дом надо расселить 29 страхов, В чёрном доме будут жить страшные страхи, а в красном - нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома. Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей».

4. Рисунок человека.

Цель: изучение индивидуальных особенностей личности.

Оборудование: бумага, карандаш, цветные карандаши, ластик.

Ход: ребёнку предлагается нарисовать человека такого, какого умеет, после того как ребёнок сделает рисунок, проводится беседа.

Обработка результатов: проводится качественный анализ рисунка по показателям.

5. «Незаконченное предложение».

Цель: изучение индивидуальных особенностей и уровня тревожности. Оборудование: бланк с вопросами.

Ход: ребёнку предлагается продолжить предложения, после этого проводится анализ.

Обработка результатов: проводится по шкалам.

6. «Шкала тревожности» А.М. Прихожан.

Цель: изучение уровня тревожности.

Оборудование: бланк с вопросами, 3 карточки жёлтого, зелёного, красного цвета.

Ход: ребёнку предлагается послушать вопрос выбрать карточку соответствующего цвета (в зависимости от того как значима ситуация): красная - очень страшно, зелёная - не очень страшно, жёлтая - не страшно. Обработка результатов: каждому ответу присваивается определённое количество баллов, определяются уровни тревожности (самооценочной, межличностной, учебной)

7. «Пиктограмма» А.Р. Лурия

Цель: исследование опосредованного запоминания Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход: ребёнку предлагается запомнить 10 слов, но для того чтобы было легче запомнить предлагается их нарисовать, после того как ребёнку зачитаются все слова и он сделает к ним рисунки, рисунки убираются и через 20 минут ребёнку их снова показывают и спрашивают, что запомнил. Обработка результатов: проводится анализ рисунков (умение планировать свою деятельность, обобщённость мышления), подсчитывается количество воспроизведённых слов.

8. ПЛ. Кеэса «Тест школьной зрелости»

Цель: изучение внимательности (переключение внимания, работоспособность)

Оборудование: бланк, карандаш, секундомер

Ход: ребёнку предлагается в течение 3 минут вычёркивать фигуры как на образце.

Обработка результатов: подсчитывается общее число зачёркнутых фигур, ошибки; уровень развития определяется по средним показателям группы.

9. Методика Пьерона - Рузера

Цель: изучение объёма и устойчивости произвольного внимания. Оборудование: бланк, карандаш, секундомер

Ход: ребёнку предлагается в фигурах проставить значки, каждую минуту пауза

N1=N2=N3=N=

п 1=п2=пЗ=п=

«Понравилась тебе эта работа?»

«Тебе было интересно?»

«Что было интереснее всего?»

«Что было трудно? Что было легко?»

«Какую отметку ты бы сам себе поставил?»

Обработка результатов: подсчитывается общее количество просмотренных фигур, уровень развития определяется по средним показателям.

10. «Лесенка» В.Щур

Цель: исследование самооценки.

Оборудование: «лесенка», фигурки детей (мальчика и девочки)

Ход: ребёнку объясняется значение ступенек и предлагается выбрать соответствующую ступеньку на лестнице (себя, мама, папа, воспитатель). Обработка результатов: по высоте выбранных ступенек определяется уровень самооценки ребёнка.

11. Методика Р. Амтхауэра

Цель: исследование умственного развития. Оборудование: бланк с вопросами.

Ход: ребёнку зачитываются вопросы и предполагаемые ответы, он выбирает правильный.

Страницы: 1 2 3 4 5


Механизмы бегства
Одной из наиболее значительных книг Э. Фромма была «Бегство от свободы», в которой он отвечает на вопросы, поставленные З. Фрейдом, А. Адлером и другими «отцами» психоанализа: как люди преодолевают чувство одиночества, комплекс неполноценности и отчужденности. Стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность ч ...

Когнитивизм
Суть когнитивизма – объяснение социального поведения за счет преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на изучение познавательных процессов. Истоком когнитивизма является гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Ключевая идея когнитивизма: впечатления индивида о мире ...

Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства.
Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительст ...