Информация » Психологическая готовность ребенка к обучению в школе » Обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение»

Обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение»

Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «основных» картинок, а когда он их внимательно рассмотрит — еще 5 «дополнительных» картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь «основной» картинкой (например, лыжи — лыжные палки, яблоко — груша, и т.п.). Затем идет подбор к «основным» картинкам «дополнительные» так, чтобы образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются «дополнительные» картинки и предлагается ему вспомнить их, используя «основные» (они остаются перед ним). Таким образом, ребенок учится по «основным» картинкам воспроизводить «дополнительные». Это — первый этап обучения.

На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо «основных» картинок используются слова. Называются 7-8 слов и предлагается столько же «дополнительных» картинок. При этом картинки подбираются малышом сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он подобрал к нему картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык использования одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок). Следует отметить, что для дошкольников запоминание и воспроизведение слов труднее, чем картинок.

Следующий, третий, этап посвящен обучению обратной, в сравнении с предыдущими случаями, операции, а именно: использованию «дополнительной» картинки для воспроизведения «основной». Здесь сразу ставится перед ребенком задача — запомнить «основные» картинки, использовав для этого «дополнительные». Так, раскладывается на столе 8-9 «основных» картинок, а затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке подбирает похожую по смыслу «дополнительную», после чего убираются все «основные» картинки и ребенок вспоминает их, ориентируясь на оставшиеся на столе «дополнительные». Этот этап является очень важным для обучения, так как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется мнемический прием «смысловое соотнесение», — когда запоминание и воспроизведение основного материала происходит с опорой на смысловые связи, установленные с материалом дополнительным.

Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо «основных» картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последовательно читаете 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает «дополнительную» картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запомнинание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш назвает те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.

Пятый этап — заключительный. В нем продолжается обучение ребенка использовать «дополнительные» картинки в качестве опоры для запоминания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной опорой на картинки.

Вполне возможно, что достичь абсолютного успеха на пятом этапе ребенку 6—7 лет будет не просто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в более старшем возрасте, поскольку без овладения данным приемом трудно будет освоить другие, более сложные приемы запоминания, обучение которым предполагается в 8—10 лет.


Роль психолингвистики в анализе текстов предсмертных записок
Общий метод психолингвистики заключается в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста, определить отдельные психологические черты породившего его человека, либо, целостный психологичес ...

Теория трех ступеней детского развития
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И. П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинк ...

Провокация
Анализ. Экзаменатор сообщает вам заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности вашего ответа, всегда возникают сомнения: «Не напутал ли я чего-то?» Тактика. Если вы твердо знаете, что информаци ...