Информация » Психология личности » Чувство неполноценности и компенсация

Чувство неполноценности и компенсация

Адлеру принадлежит теория о том, что у каждого человека существует определенная правомерность физического развития, т.е. у каждого человека одни органы слабее других, что делает его восприимчивым к заболеваниям именно этих органов. Например, люди страдающие аллергиями и, следовательно, имеющие ослабленные легкие, страдают частыми бронхитами или инфекциями легких.

Такую недостаточность в развитии какого-либо органа Адлер называл «неполноценностью

». Адлер наблюдал, как люди, страдающие физическим недугом, в зрелости пытаются компенсировать свой недостаток. Множество подобных примеров можно встретить в истории (Т. Рузвельт). Таким образом, неполноценность органа, его врожденная слабость как бы стимулируют человека к большим достижениям в жизни. Это не было новым открытием, т.к. широко известно в медицине.

Новым было открытие субъективного чувства неполноценности

, компенсируемого в психической сфере. Истоком психической неполноценности Адлер считал психологические и социальные неудачи личности. Чувство неполноценности зарождается в детские годы. В детстве ребенок абсолютно зависим от родителей. Другие члены семьи самостоятельны и это вызывает у ребенка глубокие переживания. Наличие этого раннего чувства неполноценности оправдано и биологически целесообразно – оно заставляет ребенка бороться за превосходство над окружающими, мотивирует его к развитию и самосовершенству.

Комплекс неполноценности. По Адлеру, комплекс неполноценности берет начало в раннем детстве. В течение очень длительного времени ребенок зависит от родителей, это вызывает у него сильное чувство собственной слабости и неспособности к принятию решений. Это чувство заставляет ребенка бороться за превосходство над окружающими. И эта борьба продолжается всю жизнь. По Адлеру, движущей силой развития личности, является не сексуальный инстинкт, а стремление к превосходству.

У некоторых детей чувство неполноценности становится чрезмерным и может привести к появлению комплекса неполноценности – чувства, доминирующего над всеми остальными чертами личности. Индивидуальная психология предполагает существование трех главных причин комплекса неполноценности.

1. Неполноценность органов. У детей с врожденной физической недостаточностью может развиться чувство психической неполноценности.

2. Чрезмерная забота родителей. Когда родители слишком опекают ребенка, у него в течение длительного времени сохраняются сомнения в собственной самостоятельности, они не уверены в своей способности противостоять жизненным трудностям.

3. Отвержение родителей. Дети, по разным причинам не получившие достаточно ласки родителей, всю жизнь чувствуют себя нежеланными, они не уверены в своей способности быть полезными и любимыми.

В любом случае компенсация комплекса неполноценности является нормой. Преувеличенное стремление здорового стремления преодолевать чувство неполноценности называется гиперкомпенсацией

. Иногда гиперкомпенсация приводит к появлению особого чувства – комплекса превосходства. Такие люди выглядят хвастливыми, эгоцентричными, высокомерными и саркастичными.

Стремление к превосходству.

Первоначально Адлер считал, что чувство, которое управляет поведением человека – это агрессивность. Эта модель не объясняла многого, и Адлер пришел к выводу о том, что человек стремиться к власти. Здесь Адлер приравнивал мужское начало к силе, женское – к слабости. Позднее Адлер выдвинул идею, что существует и нормальная форма стремления к превосходству – не только комплекс.

Адлер считал, что стремление к превосходству – это фундаментальный закон человеческой жизни, без которого человек жить не может. Он был убежден, что стремление к превосходству это и есть сама жизнь. Процесс достижения превосходства начинается примерно на пятом году жизни, когда у человека формируется жизненная цель. По Адлеру, стремление к превосходству – это единый мотив, который нельзя разложить на составляющие

. Это утверждение основано на следующем фундаменте:

1. В детстве ребенок осознает свою беспомощность и бессильность по сравнению с окружающими.

2. Стремление к превосходству универсально: оно присутствует и в норме и в патологии.

3. Стремление к превосходству может принимать две формы:

а) негативное – выражается в дезадаптивных наклонностях человек добивается превосходства эгоистически, за счет других;

б) позитивное – выражается в конструктивном, адаптивном поведении. Человек сотрудничает с обществом и добивается своих целей в гармонии с ним.

4. Стремление к превосходству связано с энергетическими затратами, поэтому уровень напряжения у индивида не снижается а растет.

5. Стремление к превосходству проявляется не только на уровне отдельных личностей, но и на уровне общества.


Интент-анализ текстов интервью, связанных с ситуацией в Чечне.
Объект исследования: межэтнические отношения между РФ и Чеченской республикой. Предмет исследования: интенции (намерения и цели авторов) разрешить чеченский конфликт. Цель исследования: выявление и идентификация выражаемых в текстах интенций авторов. Задачи исследования: а) выбор и статей, связанных с ситуацией в Чечне, обнаружива ...

Антонова
694 0.5 2 Буранова 621 0.5 3 Витовская 1232 0.9 4 Волкова 938 0.7 5 Гитова 663 0.5 6 Головин 0 0 7 Горбань 1006 0.8 8 Замулина 827 0.6 9 Каргапольцев 399 0.3 10 Карпухина 1114 0.8 11 Кузнецов 891 ...

Локус контроля
Локус контроля является центральным звеном теории социального научения. Он представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами: судьба, удача, счастье и т.п. «Экстерналы – залож ...