Выводы

Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия.

Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй – Бог. Богословы подчеркивают значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за воспитание детей), любови. Исходя из этого «земная» модель представляет собой детоцентристскую семью. На шкале ответственности члены такой семьи располагаются в следующем иерархическом порядке: отец, мать, сын. На шкале доминирования – сын, мать, отец. В идеальной же семье иерархия ответственности следующая: отец, мать, сын. А по шкале доминирования – отец, сын, мать. Т.е. отец является субъектом власти, а часть ответственности лежит на жене. посещение остеопата

«Земная» и идеальная модели кардинально отличаются по способу распределения власти. Поэтому православная психология /Михайлов Ю.П., 2000/ рекомендует делегировать мужу власть. А если конкретной семье это не свойственно, постепенно «приучить» его к статусу главы семьи, приближаясь, таким образом, к идеальной модели. Наивная психология /Волкова И.А., Музыченко В.П., 1993, с.113-114/ согласна с необходимостью таких преобразований, но выделяет формальную форму главенства (мужа) и фактическую (жены). Подобные взгляды приветствуют скорее эгалитарный брак, основа которого – эмансипация женщин.

Переходя к обоснованию гипотез, мы хотим вспомнить, что человеку, следующему православному вероучению, свойственна социальная потребность «жить для других», а также чуткость в различении добра и зла, искание социальной справедливости, любовь ко всем людям и пр. Строя взаимоотношения на этих принципах, муж из воцерковленной православной семьи не сможет «вписываться» в патриархальную модель и оставаться в стороне от участия в традиционно женских делах в семье. Значит, основанием признания его главенства будет его участие в материальном обеспечении семьи, профессиональной деятельности и помощь жене в выполнении остальных ролей.

В семьях же невоцерковленных православных могут встречаться различные варианты ролевой структуры ввиду неглубокого усвоения православных принципов или их превратного понимания. Так, согласно Е.Т.Дубовой /2000, с.31/, в сознании многих, считающих себя православными, христианские идеи уживаются с дохристианскими верованиями. Например, греки со своим культурно-нравственным потенциалом, ознакомившись с Библией, стали почитать змея и осуждать сотворившего мир и осудившего за прикосновение к плодам древа познания /Гумилев Л.Н., 2001, с.185/.

Поэтому главенство мужа в невоцерковленной православной семьи может не сочетаться с альтруистическими тенденциями. Значит, если полагать, что главенство схоже с процессами доминирования в трудовом коллективе, то его основаниями может быть стремление быть над всеми, упорность, доминантность и т.д. вплоть до деспотизма.

Это обоснует наши гипотезы.


Закон общего количества оценок. Соотношение плохих и хороших оценок обычно тяготеет к некоему постоянному показателю
Было бы большой ошибкой считать, что уровень знаний ваших коллег не влияет на вашу оценку. Не следует также думать, что потенциальные отличники все поголовно на экзамене получат пятерки,- оценки носят во многом относительный характер. Конкретные знания конкретного отвечающего не всегда прямо соотносятся с абстрактным эталоном, они завис ...

Сколько и как говорить? Доказательство и подкрепление
Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение - сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на ...

Доверие – недоверие к источнику информации
Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие – как уверенно негативные ожидания[8]. Доверие ...