Выводы

Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия.

Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй – Бог. Богословы подчеркивают значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за воспитание детей), любови. Исходя из этого «земная» модель представляет собой детоцентристскую семью. На шкале ответственности члены такой семьи располагаются в следующем иерархическом порядке: отец, мать, сын. На шкале доминирования – сын, мать, отец. В идеальной же семье иерархия ответственности следующая: отец, мать, сын. А по шкале доминирования – отец, сын, мать. Т.е. отец является субъектом власти, а часть ответственности лежит на жене.

«Земная» и идеальная модели кардинально отличаются по способу распределения власти. Поэтому православная психология /Михайлов Ю.П., 2000/ рекомендует делегировать мужу власть. А если конкретной семье это не свойственно, постепенно «приучить» его к статусу главы семьи, приближаясь, таким образом, к идеальной модели. Наивная психология /Волкова И.А., Музыченко В.П., 1993, с.113-114/ согласна с необходимостью таких преобразований, но выделяет формальную форму главенства (мужа) и фактическую (жены). Подобные взгляды приветствуют скорее эгалитарный брак, основа которого – эмансипация женщин.

Переходя к обоснованию гипотез, мы хотим вспомнить, что человеку, следующему православному вероучению, свойственна социальная потребность «жить для других», а также чуткость в различении добра и зла, искание социальной справедливости, любовь ко всем людям и пр. Строя взаимоотношения на этих принципах, муж из воцерковленной православной семьи не сможет «вписываться» в патриархальную модель и оставаться в стороне от участия в традиционно женских делах в семье. Значит, основанием признания его главенства будет его участие в материальном обеспечении семьи, профессиональной деятельности и помощь жене в выполнении остальных ролей.

В семьях же невоцерковленных православных могут встречаться различные варианты ролевой структуры ввиду неглубокого усвоения православных принципов или их превратного понимания. Так, согласно Е.Т.Дубовой /2000, с.31/, в сознании многих, считающих себя православными, христианские идеи уживаются с дохристианскими верованиями. Например, греки со своим культурно-нравственным потенциалом, ознакомившись с Библией, стали почитать змея и осуждать сотворившего мир и осудившего за прикосновение к плодам древа познания /Гумилев Л.Н., 2001, с.185/.

Поэтому главенство мужа в невоцерковленной православной семьи может не сочетаться с альтруистическими тенденциями. Значит, если полагать, что главенство схоже с процессами доминирования в трудовом коллективе, то его основаниями может быть стремление быть над всеми, упорность, доминантность и т.д. вплоть до деспотизма.

Это обоснует наши гипотезы.


Организация и ход исследования.
Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в н ...

Результаты исследования
Результаты исследования НПС по методике «Распределение ролей в семье». Таблица 1 Ф.И.О. Участие в семейных ролях Восп. детей Эмоц. клим. Матер. обесп. Орг-р развл. Хозяй-ка Секс. партн. Сем. субк. Серов 3,00 2,60 2,30 2,30 3,00 2,60 2,60 Серова 3,00 2,30 1,60 ...

Исследование зрительного восприятия в выделенных группах младших школьников
Зрительное восприятие базовая психическая функция лежащая в основе высших психических функций. Под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отде ...