Стиль жизни

Важной частью концепции Адлера является понятие «стиль жизни

». Это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в возрасте 4-5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям.

С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается с тремя глобальными психологическими проблемами: любовь, дружба, работа. Они всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни. Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях – социальном интересе и степени активности.

Социальный интерес – чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес – это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность – эгоистический интерес.

Степень активности – синоним терминов «возбуждение» или «уровень энергии» - это определенный энергетический диапазон, в рамках которого оформлено поведение человека. Степень активности может играть конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.

1. Управляющий тип – самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают во враждебной, асоциальной манере. Пример – юные правонарушители и наркоманы.

2. Берущий тип – люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует.

3. Избегающий тип – люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.

4. Социально-полезный тип – зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.


Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
Для понимания и целенаправленной комплексной работы с детьми, находящихся в условиях депривации необходимо выделить основные факторы, оказывающие негативное влияние на процесс развития эмоциональной сферы ребенка и личности в целом. Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную ...

Система общества как игра
Сценарий есть неосознанный план нашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральный проект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти в школу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а в конце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой? ...

Специфика конфликтных ситуаций в школьном возрасте
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ...