Стиль жизни

Важной частью концепции Адлера является понятие «стиль жизни

». Это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в возрасте 4-5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям.

С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается с тремя глобальными психологическими проблемами: любовь, дружба, работа. Они всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни. Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях – социальном интересе и степени активности.

Социальный интерес – чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес – это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность – эгоистический интерес.

Степень активности – синоним терминов «возбуждение» или «уровень энергии» - это определенный энергетический диапазон, в рамках которого оформлено поведение человека. Степень активности может играть конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.

1. Управляющий тип – самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают во враждебной, асоциальной манере. Пример – юные правонарушители и наркоманы.

2. Берущий тип – люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует.

3. Избегающий тип – люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.

4. Социально-полезный тип – зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.


Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности. Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, о ...

Приложения
Техника «Развитие осознавания» Упражнение «Фигура и фон» Участники сидят в кругу, ведущий читает инструкцию. Ведущий: «На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратите ...

Выводы
1. Обосновано, что изменяющаяся политико-экономическая ситуация в нашей стране, заставляющая значительную часть населения пересматривать свои взгляды, позиции, систему взаимоотношений с другими людьми, изменения, происходящие в сфере образования и, связанная с этим сложность положения юношества, актуализируют проблематику одиночества и ...