Информация » Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников

Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников
Страница 2

Память- основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Овладение языком, усвоение знаний об окружающем мире, приобщение к миру человеческой культуры, овладения нормами поведения, приобретение определенных навыков и умений- все это связано с работой памяти. Согласно исследованиям П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другой, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимым условием психического, в т.ч. и речевого, развития ребенка [2]. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «памяти в дошкольном возрасте принадлежит ведущая роль» [6, с. 161].

Мухина В.С., Я.Л. Коломинский, З.М. Истомина в своих исследованиях указывают, что память в дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер [21; 10; 14]. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей запомнить. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и включают в это развитие несколько этапов. На первом этапе ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми способами. Приемы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают взрослые. На втором этапе ребенок постепенно учится осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании [21, с. 287-288].

А.Н. Белоус указывает, что ведущим новообразованием мнемической деятельности детей дошкольного возраста является переход от ее непроизвольных форм к произвольным [10]. Постепенно непосредственное, непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на специальные способы переработки запоминаемого материала. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Причем осознание цели легче происходит в игре. Следует выделить еще одно достижение в развитии памяти детей дошкольного возраста. Осознание цели запомнить стимулирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначальные способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом и т.п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: припоминание вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное (в качестве вспомогательных средств могут выступать картинки, графические символы, наглядные модели, слова). Начинается развитие произвольной логической памяти [10, с. 146].

Калягин В.А. и Овчинникова Т.С. в своих исследованиях также обращают внимание на развитие памяти у детей дошкольного возраста [15]. Они выяснили, что память в старшем дошкольном возрасте по преимуществу носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет интерес, дает наибольшие впечатления. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания несколько уменьшается, а прочность запоминания возрастает. Увеличивается время, спустя которое ребенок может воспроизвести полученные впечатления. Произвольное запоминание, только наметившееся на предыдущих этапах развития, получает свое дальнейшее развитие. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Перед ребенком шести лет уже может быть поставлена цель запомнить определенный материал. Этому способствует то, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала. Закладываются основы для более активного овладения произвольной памятью в школьном возрасте, развивается логическая память [15].

Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева логическая память имеется уже у ребенка 3-4 лет, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом возрасте [18]. А.Н. Леонтьев экспериментально показал, как один мнемический процесс- непосредственное запоминание- постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи. То, что мы может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспроизводимому материалу, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным [18, с.166].

Страницы: 1 2 3


Сущность психологического воздействия
Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик, личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, а стереотип ...

Условия и организация операторской деятельности.
Важным компонентом СЧМС являются условия труда (рабочая среда), которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности человека-оператора. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора. Условия труда принято ...

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе. Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе
В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько отдельный ребенок, сколько различные группы ребят, объединенных по разнообразным признакам (с педагогическим коллективом, семьей, родительским комитетом и т.д.). Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем вну ...