Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольниковСтраница 1
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, который сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности- воспроизводится. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно никакое развитие.
Немов Р.С. определяет память как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта [22, с. 344]. Сходное с ним определение дает А.В. Петровский: «Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью» [24, с. 291].
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокий уровень своего развития она достигает у человека. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и различного рода технических записей. У человека есть три вида памяти, гораздо более продуктивные, чем у животных: память произвольная, логическая и опосредствованная [22, с. 346].
Немов Р.С. выделяет несколько оснований для классификации видов памяти. По времени сохранения материала выделяют виды памяти:
- мгновенная;
- кратковременная;
- оперативная;
- долговременная.
По преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:
- двигательная;
- зрительная;
- слуховая;
- обонятельная;
- эмоциональная и др.
По характеру участия воли выделяются непроизвольная и произвольная виды памяти [22, с. 346-347].
Рогов Е.И. отдельные виды памяти вычленяет в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную [23, с. 245-246]. Этой же классификации придерживается и Петровский А.В. [24, с. 299]
Значение для развития человека словесно-логической памяти подчеркивают многие исследователи.
Блонский П.П. различает память механическую как функцию только повторения и смысловую, опирающуюся на установление и запоминание смысловых понятий. Продуктивность ее примерно в 25 раз больше, чем механической [2, с. 342].
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное его заучивание оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе [24, с. 300-301].
У. Джеймс писал о том, что «предметы, заучиваемые нами путем зубрения, не могут образовывать в нашем уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли. Знания, приобретенные таким путем, почти неизбежно забываются совершенно бесследно. Наоборот, умственный материал, набираемый памятью в связи с контекстами, связанный ассоциациями…остается надолго прочно приобретенным» [9, с. 209].
Индивидуальные различия памяти проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в том, что именно запоминается. Эти признаки с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.
Память не дана ребенку в готовом виде. Непрерывное расширение кругозора, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками приводят как к количественным, так и к глубоким качественным изменениям, преобразованиям памяти ребенка.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания различных мнемотехнических приемов и средств. Во-вторых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической [22, с. 348].
Психологические аспекты
В предыдущей главе я рассмотрела символ св.Троицы в его историческом аспекте. Конечно, идей о формулировке Троицы и её содержании было гораздо больше, многие их них запрещались церковью, но это тема отдельного исследования. Как можно понять даже из поверхностного изучения тайны св.Троицы – она скрывает под собой вполне традиционные вопр ...
Практические аспекты профессиональных деформаций на
примере департаметна социального развития тюменской области
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему профессиональных деформаций на примере Департамента социального развития Тюменской области глазами ее непосредственных участников. Оно было проведено в городе Тюмени в 2007 году, опрашивались люди, выбранные методом случайного отбора баз возрастных, половых и образ ...
Нумерация. Прямой и обратный счет. Счет конкретных предметов. Знание цифр
Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Может вызвать затрудне ...