Информация » Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР

Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
Страница 1

Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Вопрос о коррекции мнестической деятельности рассматривается в различных исследованиях [19; 20]. В процессе коррекции мнестической деятельности отечественные и зарубежные психологи указывают на необходимость специально организованных занятий по развитию памяти. Кроме того, коррекционная работа должна осуществляться на занятиях, во время всех режимных моментов [12].

Основное место в психокоррекции занимает мысль о связи мнестической и интеллектуальной деятельности: наиболее эффективный способ запоминания связан с осмыслением материала, с его содержательным анализом. Многие авторы отдельно в группе методов тренировки и воспитания памяти выделяют методы, связанные с интеллектуальной обработкой запоминаемого материала [4].

При коррекции памяти предпочтение отдается произвольному запоминанию как наиболее продуктивной форме осмысленного запоминания, которое представляет собой «соединение памяти и мышления» [4]. Капунова Т.М. отмечает, что опора на смысловые связи и использование мнестических приемов способствуют повышению продуктивности запоминания различных видов материала. Смысловые связи и мыслительные операции становятся основой для формирования наиболее доступных для дошкольников мнестических приемов запоминания [16, с. 14-15].

В работе Г.С. Гуменной выделены важнейшие приемы, повышающие эффективность запоминания и воспроизведения материала [7]. Автор рекомендует в коррекционном обучении уделять внимание созданию эмоционального отношения к запоминаемому материалу, использовать наглядность, подключать как можно большее количество анализаторов (например, двигательный анализатор) при запоминании и др. В процессе повторения изученного материала Г.С. Гуменная обращает внимание на использование таких приемов, как подсказ начального элемента слова (звука или слога), беззвучное артикулирование (проговаривание), многократное воспроизведение ситуации запоминания. Автор считает, что данные приемы облегчают воспроизведение материала как при кратковременном, так и при отсроченном воспроизведении [7].

Э.Л. Фигередо на основе своих исследований детей с общим недоразвитием речи пришел к выводу о том, что коррекционную работу необходимо производить таким образом, чтобы вначале создавался и уточнялся чувственный образ предметов, который впоследствии будет опосредован словом [28]. Такая работа будет способствовать развитию продуктивного запоминания.

О.Р. Даниленкова считает, что необходимым условием высокой продуктивности запоминания является его целенаправленность [8]. Эффективность произвольной памяти зависит от умения контролировать себя в процессе запоминания, от формы предъявления материала (наглядная или словесная), от постановки мнестической задачи. При развитии преднамеренного запоминания необходимо многократное повторение.

Л.А. Зайцева предлагает различные приемы, повышающие продуктивность произвольного материала [13]. Это включение объекта запоминания в активную деятельность с опорой на активную мыслительную деятельность, установка на запоминание, двигательное и разговорно-двигательное сопровождение.

В ходе коррекции мнестической деятельности важен учет и развитие других психических процессов. Системы и методы влияния на память с целью ее улучшения основаны на регуляции внимания, совершенствовании восприятия материала, управляемости воображения, развитии волевых качеств. Любая деятельность, в том числе и мнестическая, должна подкрепляться положительным эмоциональным фоном и соответствовать потребностям и интересам ребенка [7].

Страницы: 1 2


Анализ результатов и выводы
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Один из существенных признаков конфликта – хар ...

Владение связной речью
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяю! человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развити ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Социометрическая карточка Ф.И. _ Школа _ Класс Дата исследования _ Критерии Выборы 1. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения? 2. Кого бы ты не пригласил к себе на день рождения? 3. С кем бы участвовал в школьном мероприятии? 4. Кого бы ты не взял для участия в меро ...