Информация » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты
Страница 2

1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Рассмотрим также и различные классификации способностей.

В.Д. Шадриков разделял способности соответственно познавательным процессам: мыслительные, восприятия, памяти и так далее [19]. По Шадрикову, способностей, отнесённых к конкретным видам деятельности (музыкальных, актёрских и прочих способностей), не существует.

Другой точки зрения придерживается Д.Н. Завалишина [2]. Она разделяет способности на следующие виды:

1) общие способности, которые представляют собой систему индивидуальных свойств личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Наличие общих способностей обусловлено как врождёнными задатками, так и всесторонним развитием личности в течение жизни;

2) специальные способности, под которыми понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и тому подобных.

Б. В. Ломов [8], выделявший три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, подобным образом делил и способности на:

1) коммуникативные;

2) регуляторные;

3) познавательные.

А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [2 , 65].

Б.В. Ломов утверждал, что регуляторные способности с одной стороны, позволяют отражать воздействия внешней среды, адаптироваться к ней, а с другой – регулировать этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения [8].

В свою очередь, В.Н. Дружинин подразделял познавательные способности на интеллект, обучаемость и креативность [2]. Дадим определения каждому из этих компонентов.

Новейший психологический словарь предлагает понимать интеллект как мыслительную способность человека: «индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и так далее… определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности» [14 , 169].

Обучаемость в уже упомянутом источнике трактуется как «индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения» [14 , 323].

Наконец, креативность в Новейшем психологическом словаре определяется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [14 , 228]. Остановимся на этом классе способностей подробней.

Дж. Гилфорд считал основой креативности операции преобразования, импликации и дивергенции, при которых задействован дивергентный тип мышления, допускающий варьирование путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам [6].

Кроме того, Дж. Гилфорд выделял шесть основных параметров креативности [6 , 186]:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей;

4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о труд ...

Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочетания этих факторов – все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию ...

Развитие фантазии кружковых занятий по живописи. Понятие и сущность фантазии
Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить где фантазия, а где ложь? Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из так ...