Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных
понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как
психические свойства: творческие способности и личностные чертыСтраница 4
Р. Кеттел предлагает несколько классификаций личностных черт:
1.1) конституциональные черты. Развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума;
1.2) черты, сформированные окружающей средой. Обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении;
2.1) общие черты; присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры;
2.2) уникальные черты. Имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного;
3.1) поверхностные черты. Представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.
3.2) исходные черты. Представляют собой основополагающие структуры, которые, являются основой личности. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
Р. Кеттел создал опросник, который позволяет выявлять 16 основных исходных черт личности (таблица 1) [12].
Таблица 1 Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела
|
Обозначение фактора |
Назначение фактора по Кеттелу |
Качество, соответствующее высокое оценке по фактору |
Качество, соответствующее низкой оценке по фактору |
|
A |
Общительность – замкнутость |
Добродушный, предприимчивый, сердечный |
Циничный, жестокий, безразличный |
|
B |
Интеллект |
Сообразительный, абстрактно мыслящий |
Глупый, конкретно мыслящий |
|
C |
Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность |
Зрелый, реалистичный, спокойный |
Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый |
|
E |
Доминантность – подчинённость |
Уверенный, конкурирующий, упрямый |
Застенчивый, скромный, покорный |
|
F |
Сдержанность – экспрессивность |
Беззаботный, полный энтузиазма |
Серьёзный, молчаливый |
|
G |
Высокая нормативность поведения – низкая нормативность поведения |
Ответственный, моралистичный, стоический |
Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный |
|
H |
Смелость – робость |
Предприимчивый, раскованный |
Неуверенный, замкнутый |
|
I |
Жестокость – чувствительность |
Опирающийся на свои силы, независимый |
Цепляющийся за других, зависимый |
|
L |
Доверчивость – подозрительность |
Принимающий условия |
Упорный на грани глупости |
|
M |
Мечтательность – практичность |
Творческий, артистичный |
Консервативный, приземлённый |
|
N |
Дипломатичность – прямолинейность |
Социально опытный, сообразительный |
Социально неуклюжий, непретенциозный |
|
O |
Тревожность – спокойствие |
Беспокойный, озабоченный |
Спокойный, самодовольный |
|
Q1 |
Радикализм – консерватизм |
Вольнодумно либеральный |
Уважающий традиционные идеи |
|
Q2 |
Нонконформизм – конформизм |
Предпочитающий собственные решения |
Беспрекословно следующий за другими |
|
Q3 |
низкий самоконтроль – высокий самоконтроль |
Следующий собственным побуждениям |
Пунктуальный |
|
Q4 |
Расслабленность – напряжённость |
Сдержанный, спокойный |
Переутомлённый, возбуждённый |
Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений у обследуемых
подростков. Конспект воспитательного мероприятия с
подростками
Тема: «Расскажи мне обо мне»
Цель: установление более близких, открытых и искренних отношений в группе или классе.
Возраст: 9 класс. Специфика проведения вечера общения заключается в том, что учащимся как целостной группе осталось существовать немного времени, а поэтому к выше обозначенной цели добавляется задача сохранения в памяти р ...
Целенаправленность и
потребности
Роттер рассматривал людей, как целенаправленные живые системы. Люди стремятся максимизировать поощрения и минимизировать или избегать наказания. Поведение человека в основном направлено на удовлетворение основных потребностей.
Потребность – набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или похожие наборы под ...
Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс личностного
формирования подростка в условиях мегаполиса. Роль семьи в
процессе социализации подростка
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений в мегаполисе на каче ...

