Информация » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты
Страница 4

Р. Кеттел предлагает несколько классификаций личностных черт:

1.1) конституциональные черты. Развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума;

1.2) черты, сформированные окружающей средой. Обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении;

2.1) общие черты; присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры;

2.2) уникальные черты. Имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного;

3.1) поверхностные черты. Представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.

3.2) исходные черты. Представляют собой основополагающие структуры, которые, являются основой личности. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Р. Кеттел создал опросник, который позволяет выявлять 16 основных исходных черт личности (таблица 1) [12].

Таблица 1 Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела

Обозначение фактора

Назначение фактора по Кеттелу

Качество, соответствующее высокое оценке по фактору

Качество, соответствующее низкой оценке по фактору

A

Общительность – замкнутость

Добродушный, предприимчивый, сердечный

Циничный, жестокий, безразличный

B

Интеллект

Сообразительный, абстрактно мыслящий

Глупый, конкретно мыслящий

C

Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность

Зрелый, реалистичный, спокойный

Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый

E

Доминантность – подчинённость

Уверенный, конкурирующий, упрямый

Застенчивый, скромный, покорный

F

Сдержанность – экспрессивность

Беззаботный, полный энтузиазма

Серьёзный, молчаливый

G

Высокая нормативность поведения – низкая нормативность поведения

Ответственный, моралистичный, стоический

Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный

H

Смелость – робость

Предприимчивый, раскованный

Неуверенный, замкнутый

I

Жестокость – чувствительность

Опирающийся на свои силы, независимый

Цепляющийся за других, зависимый

L

Доверчивость – подозрительность

Принимающий условия

Упорный на грани глупости

M

Мечтательность – практичность

Творческий, артистичный

Консервативный, приземлённый

N

Дипломатичность – прямолинейность

Социально опытный, сообразительный

Социально неуклюжий, непретенциозный

O

Тревожность – спокойствие

Беспокойный, озабоченный

Спокойный, самодовольный

Q1

Радикализм – консерватизм

Вольнодумно либеральный

Уважающий традиционные идеи

Q2

Нонконформизм – конформизм

Предпочитающий собственные решения

Беспрекословно следующий за другими

Q3

низкий самоконтроль – высокий самоконтроль

Следующий собственным побуждениям

Пунктуальный

Q4

Расслабленность – напряжённость

Сдержанный, спокойный

Переутомлённый, возбуждённый

Страницы: 1 2 3 4 5


Механизмы лечебного действия психотерапии
Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт), познавательным/когнитивным (конфронтация) и поведенческим (научение). В процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональной ...

Организация, методы и методики, результаты исследования и их интерпретация. Организация исследования
Исследование проводилось в РКБ № 1. В соответствие с целью и задачами исследования проводилось исследование формально-динамических особенностей медицинских работников и связь данных особенностей с уровнем тревожности. Было обследовано 32 человека. Среди них 12 врачей и 20 медицинских сестер. Возраст испытуемых – от 30 до 50 лет, стаж р ...

Экспериментальные исследования особенностей самосознания старших подростков. Методика проведения исследования
Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Проводилось эксперимент в двух возрастных группах: 1 группа в возрасте 10-12 лет и 2 группа в возрасте 14-15 лет в г.Донской Тульской области, в средней школе № 6. Количество детей в каждой группе 10 человек. После получения результатов бы ...