Информация » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты
Страница 4

Р. Кеттел предлагает несколько классификаций личностных черт:

1.1) конституциональные черты. Развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума;

1.2) черты, сформированные окружающей средой. Обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении;

2.1) общие черты; присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры;

2.2) уникальные черты. Имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного;

3.1) поверхностные черты. Представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.

3.2) исходные черты. Представляют собой основополагающие структуры, которые, являются основой личности. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Р. Кеттел создал опросник, который позволяет выявлять 16 основных исходных черт личности (таблица 1) [12].

Таблица 1 Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела

Обозначение фактора

Назначение фактора по Кеттелу

Качество, соответствующее высокое оценке по фактору

Качество, соответствующее низкой оценке по фактору

A

Общительность – замкнутость

Добродушный, предприимчивый, сердечный

Циничный, жестокий, безразличный

B

Интеллект

Сообразительный, абстрактно мыслящий

Глупый, конкретно мыслящий

C

Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность

Зрелый, реалистичный, спокойный

Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый

E

Доминантность – подчинённость

Уверенный, конкурирующий, упрямый

Застенчивый, скромный, покорный

F

Сдержанность – экспрессивность

Беззаботный, полный энтузиазма

Серьёзный, молчаливый

G

Высокая нормативность поведения – низкая нормативность поведения

Ответственный, моралистичный, стоический

Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный

H

Смелость – робость

Предприимчивый, раскованный

Неуверенный, замкнутый

I

Жестокость – чувствительность

Опирающийся на свои силы, независимый

Цепляющийся за других, зависимый

L

Доверчивость – подозрительность

Принимающий условия

Упорный на грани глупости

M

Мечтательность – практичность

Творческий, артистичный

Консервативный, приземлённый

N

Дипломатичность – прямолинейность

Социально опытный, сообразительный

Социально неуклюжий, непретенциозный

O

Тревожность – спокойствие

Беспокойный, озабоченный

Спокойный, самодовольный

Q1

Радикализм – консерватизм

Вольнодумно либеральный

Уважающий традиционные идеи

Q2

Нонконформизм – конформизм

Предпочитающий собственные решения

Беспрекословно следующий за другими

Q3

низкий самоконтроль – высокий самоконтроль

Следующий собственным побуждениям

Пунктуальный

Q4

Расслабленность – напряжённость

Сдержанный, спокойный

Переутомлённый, возбуждённый

Страницы: 1 2 3 4 5


Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, ...

Последний штрих. Обобщение ответа
Ответ почти закончен, но именно на этом этапе на сцену выходит такая важнейшая вещь, как правильное завершение ответа. Оно, как последний штрих в рисунке, в пределе может сделать его или гениальным - или бездарным. Ответ, конечно же, нужно обобщить. Обобщение, однако, не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений о ...

Конформность и взаимоотношения в группе
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Как говорилось раннее, р ...