Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных
понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как
психические свойства: творческие способности и личностные чертыСтраница 1
Новейший психологический словарь определяет психические свойства как «индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития» [14, 437].
В данной работе мы исследуем такой аспект личности людей, имеющих способность к генерации юмора, как личностные особенности. Так как категория «личностных особенностей» достаточно абстрактна и не в полной мере соответствует классическому понятийному аппарату психологии, оговоримся, что под личностными особенностями в данной работе мы имеем в виду не что иное, как психические свойства личности.
С.Л. Рубинштейн включал учение о психических свойствах в общую систему психологии, куда так же относил учения о психофизических функциях, психических процессах и психическом строении деятельности [17].
Р.С. Немов отмечал, что психика человека состоит из следующих структурных элементов [13]:
1) психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса:
1.1) ощущения;
1.2) восприятие;
1.3) внимание;
1.4) память;
1.5) мышление;
1.6) речь;
1.7) воображение;
2) психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности:
2.1) эмоциональные;
2.2) познавательные;
2.3) волевые;
3) наконец, психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Рассмотрим общую классификацию психических свойств [13]:
1) психические, личностные или индивидуальные черты – свойства темперамента и характера, а также мотивационные черты;
2) способности, среди которых различают общие, частные (модальные) и специальные (умения);
3) свойства сознания и самосознания;
4) социальные установки и межличностные отношения – так называемые «социально-психологические качества личности».
Между различными классами психических свойств имеются настолько тесные связи и взаимозависимости, что в некоторых случаях одни свойства как бы переходят в другие.
А.Г. Маклаков также разделял психические свойства на классы [10]:
1) направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации;
2) темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания;
3) способности – индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;
4) характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Способность в Новейшем психологическом словаре определяется, как «индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности» [14 , 622].
Б.М.Теплов [18] предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу данного определения, наиболее часто используемого специалистами:
Функциональная автономия
В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:
1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли ...
Выводы
Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия.
Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй – Бог. Богословы подчеркивают значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за воспит ...
Воображение
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию .», «Вообрази себе, что ты .» или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать — «представлять», «воображать», «придумывать», — нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия «вооб ...