Информация » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

Теоретические основы изучения личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты
Страница 1

Новейший психологический словарь определяет психические свойства как «индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития» [14, 437].

В данной работе мы исследуем такой аспект личности людей, имеющих способность к генерации юмора, как личностные особенности. Так как категория «личностных особенностей» достаточно абстрактна и не в полной мере соответствует классическому понятийному аппарату психологии, оговоримся, что под личностными особенностями в данной работе мы имеем в виду не что иное, как психические свойства личности.

С.Л. Рубинштейн включал учение о психических свойствах в общую систему психологии, куда так же относил учения о психофизических функциях, психических процессах и психическом строении деятельности [17].

Р.С. Немов отмечал, что психика человека состоит из следующих структурных элементов [13]:

1) психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса:

1.1) ощущения;

1.2) восприятие;

1.3) внимание;

1.4) память;

1.5) мышление;

1.6) речь;

1.7) воображение;

2) психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности:

2.1) эмоциональные;

2.2) познавательные;

2.3) волевые;

3) наконец, психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Рассмотрим общую классификацию психических свойств [13]:

1) психические, личностные или индивидуальные черты – свойства темперамента и характера, а также мотивационные черты;

2) способности, среди которых различают общие, частные (модальные) и специальные (умения);

3) свойства сознания и самосознания;

4) социальные установки и межличностные отношения – так называемые «социально-психологические качества личности».

Между различными классами психических свойств имеются настолько тесные связи и взаимозависимости, что в некоторых случаях одни свойства как бы переходят в другие.

А.Г. Маклаков также разделял психические свойства на классы [10]:

1) направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации;

2) темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания;

3) способности – индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;

4) характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Способность в Новейшем психологическом словаре определяется, как «индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности» [14 , 622].

Б.М.Теплов [18] предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу данного определения, наиболее часто используемого специалистами:

Страницы: 1 2 3 4 5


Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980)
Анатолий Александрович Смирнов родился 24 октября 1894 г. в городе Руза Московской губернии в семье присяжного поверенного. Он рано потерял мать и воспитывался в семье тетки. После окончания в 1912 г. Варшавской гимназии А. А. Смирнов поступил на историко-филологический факультет Московского государственного университета. В том же году ...

Годовой план работы психолога
Методическая тема: Формирование психосоциальной компетентности учащихся с интеллектуальными нарушениями в современных условиях. Цель: создание условий, способствующих развитию и формированию психосоциальнй компетентности учащихся с интеллектуальными недостатками. Задачи: разработка методических рекомендаций по созданию условий для фо ...

Обучение мнемическому приему «группировка»
Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения: - первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), с ...