Заключение
В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Л. Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.
Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное, человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма. Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает:
1) как механизм сплочения человеческих групп, человеческого общества;
2) механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.
[1] Андреева Г.М. Социальная психология М, 1996, с. 207
[2] Б.Роберт С., Б.Дон, Д.Блэр - Социальная психология: ключевые идеи. 4-е изд., СПб.: Питер, 2003
[3] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. с. 183
[4] Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990., с. 123
[5] Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб Питер 2009 - с.14
[6]
Андреева Г.М. Социальная психология - М, 1996, - с. 54
[7] Социальная психология: Учебное пособие для вузов(под ред Журавлева А.Л.) изд.: Форум Инфра-М. 2008.
[8] Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб Питер - 2009 с.14
[9] Купрейченко, А.Б., Табхарова С.П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям / А.Б. Купрейченко, С.П. Табхарова //Психологический журнал – 2007. – Том 28. – №2. – с.16.
[10] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – с. 184-186
[11] Е.П. Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины -.c.101
[12] Е.П. Ильин Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПБ : Питер c.104
[13] Райгородский Даниил Психология и психоанализ характера - Бахрах-М 2007 - с.27
Алхимики: несколько маргинальных фигур
В средневековых представлениях об образе, без сомнения, отражаются их дуалистическая онтотеологическая природа, совпадающая с базовой моделью копирования. Образ все еще трактуется как репрезентация, вторичное сознательное представление. По мере того, как мы движемся от средневековой онтотеологии к схоластике XIII-XIV веков и занимающейс ...
Взгляд Скиннера на
психологию
Большинство психологов работают в двух направлениях:
1) Обязательное изучение устойчивых различий между людьми.
2) Опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческих отношений.
Скиннер считал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающе ...
Умение сравнивать предметы
Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает затруднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они — большая лента вместо длинн ...