Введение
Страница 1

Актуальность темы исследования:

Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем.

При этом у каждого человека, вне зависимости от общества в котором он живет, есть желания, чувства, симпатии и антипатии, память, воля, мышление, воображение, словом все то, что называется человеческой жизнью.

Психологическая позиция заставляет человека действовать строго определенным образом. Люди действуют для того, чтобы сохранить или изменить эти позиции. Они действуют таким образом, чтобы навязать другим людям определенные позиции, и стараются избежать того, чтобы им навязывали или навязали те психологические позиции, которые им невыгодны. Однако спектр этих действий достаточно широк. Но в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается. Конфликты — довольно частое явление в нашей жизни. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. И то, каким образом подрастающие поколение сможет преодолевать возникшие внутриличностные и межличностные противоречия, зависит во многом их уровень адаптации и вся дальнейшая жизнь. Практика и педагогический опыт сегодняшней, во многом изменившейся школы, убеждает, что проблема конфликтов в школе не потеряла актуальности и будет значимой еще долгое время, так как пока не предложено достаточно адекватно отражающих реальность моделей описания взаимодействия индивидов в конфликтных ситуациях. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Разработанность проблемы:

В современной отечественной и зарубежной научной литературе проблемы конфликта наиболее плодотворно разрабатываются применительно к производственной сфере человеческой жизнедеятельности. Об этом свидетельствуют работы таких ученых, как Фиганов И.С., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Ковалев А.Г., Волков И.П., Гришина Н.В., Душков Б.А., Шейнов В.П. и др. В них представлена теория производственного конфликта, рассматриваются причины возникновения противоречивых межличностных и межгрупповых предприятий и организаций, общие принципы и закономерности конфликтных взаимодействий. Наиболее яркую психолого-педагогическую интерпретацию понятие "конфликт" получило в работах таких отечественных исследователей, как Бойко В.В., Петровская Л.А., Ковалев А.Г., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Ершов А. А. и др. Среди зарубежных следует отметить работы Д. Скотта, Д. Тьесволда, Ш. Фэйр, Б. Швальбе, Д. Дэна, И. Ликсона и др. Нами были рассмотрены и проанализированы следующие работы:

- исследования психологической природы межличностного конфликта, его функции, способов решения: Полозова Г.А., Бойко В.В, Гришина Н.В., Мудрик А.В., и др.

- представления о психологическом конфликте как о необходимом условии развития личности: Г. Зиммель, B.C. Мерлин, Э. Эриксоном.

- функционально-конструктивный подход к конфликту был изучен Б.И. Хасан, М.Перре-Клермон.

- представления о содержании образования в младшем школьном возрасте В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин, Г.А. Цукерман.

- понятие детско-взрослой событийности в работах Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова.

Цель исследования:

цель данного исследования состоит в выявлении уровня конфликтности среди школьников и определения сущности и влияния конфликтов на их дальнейшую жизнь.

Объект исследования:

конфликты в школьном возрасте.

Предметом исследования:

являются

конфликты в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь.

Гипотеза исследования:

в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что стиль поведения в конфликте среди школьников зависит от уровня адаптации и субъективного контроля личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;

2. определить специфику и особенности конфликтных ситуаций в школьном возрасте;

3. диагностировать уровень, стратегии урегулирования конфликтных ситуаций среди школьников;

4. экспериментально проверить гипотезу о том, что уровень конфликтности среди школьников зависит от уровня адаптации и субъективного контроля личности;

5. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Методы исследования:

теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

- тест Томаса, определения поведения в конфликтной ситуации;

- методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

Страницы: 1 2


Несколько нестандартных способов начала ответа. Способ первый. «Знай и люби своего экзаменатора»
Это самый трудный и одновременно самый результативный способ, так как он позволяет установить тесный контакт с экзаменатором. Однако при использовании этого способа необходимо очень строго соблюдать чувство меры и использовать его только при благоприятных условиях. Суть его заключается в искусстве определять и отмечать достоинства чело ...

Социологические данные о проблемах добрачного периода
Во время преддипломной практики было проведено анкетирование студентов в качестве дополнительного материала для выполнения дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи». В анкетировании приняли участие 42 человека. Из них 10 человек – представители мужского пола. Очень многих юношей и ...

Основные принципы Эго-психологии
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие: а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности; б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов, в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе ...