Введение

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, помещённых в интернатские учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к этим детям и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

На фоне увеличивающегося числа интернатских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье и уровень их личностного развития, именно поэтому тема нашего исследования очень актуальна на сегодняшний день.

Объект исследования: личностное развитие воспитанников интернатских учреждений.

Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации воспитанников интернатских учреждений.

Цель исследования: определить и научно обосновать особенности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений как фактор их личностного развития.

Задачи:

- обобщить и проанализировать подходы к пониманию социальной адаптации и личностного развития в современной психолого-педагогической литературе;

- выделить специфику социальной адаптации детей в условиях интернатских учреждений;

- изучить особенности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений;

- на базе исследования составить психологический портрет личности учащихся школ-интернатов;

- разработать рекомендации по повышению эффективности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений, способствующей их личностному росту.

Несомненно, сам факт нахождения в школе-интернате сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Изучением особенностей развития детей в условиях интернатских учреждений занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж Боулби.

Усилилось внимание ученых и к анализу воспитания детей в условиях разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в частности, со знаменитыми работами М. Мид (1935 г.). Интересные исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт (1967 г.), небезынтересны работы, посвященные сравнению традиции американского семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии (W.Caudill, H.Weinsten, 1669), Греции (К. Wurest. 1978) и других странах.

В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития этих детей и разработки методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.


Выводы
На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы. 1. Мужчины чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития как творческой, так и коммуникативной способности к генерации юмора, тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями. 2. Лицам с высоким уровнем развития способно ...

Подготовка к ответу
Это сложный и важный этап экзамена. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, рассла ...

Выявление противоречий
Анализ. По своей сути это - объективное замечание. Заметив противоречие в вашем ответе, экзаменатор не указывает на него прямо, а наводящими вопросами пробует подвести вас к самостоятельному осознанию этого противоречия. Например. «Ну, а если это так, то почему это вот так?». Если вы не видите несоответствия в своих утверждениях, то эк ...