Введение

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, помещённых в интернатские учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к этим детям и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

На фоне увеличивающегося числа интернатских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье и уровень их личностного развития, именно поэтому тема нашего исследования очень актуальна на сегодняшний день.

Объект исследования: личностное развитие воспитанников интернатских учреждений.

Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации воспитанников интернатских учреждений.

Цель исследования: определить и научно обосновать особенности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений как фактор их личностного развития.

Задачи:

- обобщить и проанализировать подходы к пониманию социальной адаптации и личностного развития в современной психолого-педагогической литературе;

- выделить специфику социальной адаптации детей в условиях интернатских учреждений;

- изучить особенности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений;

- на базе исследования составить психологический портрет личности учащихся школ-интернатов;

- разработать рекомендации по повышению эффективности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений, способствующей их личностному росту.

Несомненно, сам факт нахождения в школе-интернате сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Изучением особенностей развития детей в условиях интернатских учреждений занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж Боулби.

Усилилось внимание ученых и к анализу воспитания детей в условиях разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в частности, со знаменитыми работами М. Мид (1935 г.). Интересные исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт (1967 г.), небезынтересны работы, посвященные сравнению традиции американского семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии (W.Caudill, H.Weinsten, 1669), Греции (К. Wurest. 1978) и других странах.

В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития этих детей и разработки методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.


Развитие самооценки в онтогенезе.
Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При ...

Возможности метода беседы в исследовании личности. Основные типы и виды беседы
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения ...

Психосексуальные стадии развития.
Сексуальный инстинкт ребенка очень сложен, он допускает разложение на множество компонентов, которые ведут происхождение из различных источников. Прежде всего, сексуальный инстинкт совершенно не зависит от функции размножения. Его цель – получение удовольствий различного рода. Это удовольствие можно рассматривать как сексуальное наслажд ...