Информация » Социально-психологическая адаптация детей в условиях интернатных учреждений » Теоретические понятия социальной адаптации и личностного развития. Социальная адаптация и личностное развитие

Теоретические понятия социальной адаптации и личностного развития. Социальная адаптация и личностное развитие
Страница 1

«

Личностный рост»

— понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности [14, c. 57].

Если исходить из того, что Рост, в отличие от Развития, происходит сам, изнутри, то вошедшее в классику понятие «тренинги личностного роста» есть мина и западня. Тренинги обычно рекламируют себя как то, что «дает быстрый эффект», но нормальный рост всегда медленный и постепенный, главное требование к росту — не скорость, а правильность роста: «рост в нужном направлении».

На тренингах можно стимулировать личностный рост, но скорость всегда будет задаваться внутренними возможностями личностями, а не усилиями тренера. Если мы посадили огурец, мы можем поливать росток и подкармливать почву, но тянуть росток вверх — бессмысленно, и волшебной палочки, чтобы росток огурца вырастал за день — не создано. Ни в отношении огурцов, ни в отношении человека [11, c. 46].

Описывая существующую тренинговую практику, точнее и правильнее было бы говорить не о тренингах личностного роста, а о тренингах личностного развития. Однако, скорее всего, скорректировать терминологию уже не удастся, и необходимо только отдавать себе отчет в том, что действительно происходят на тренингах личностного роста: не личностный рост, а личностное развитие.

Большое влияние на личностное развитие детей оказывает их социальная адаптация. Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан [3, c. 93].

Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация», как считает И.С Зайцев, использовалось биологической наукой и понималось как фундаментальное свойство организма, отражающее уровень его организации и изменчивости как биологической системы. Но в дальнейшем понятие «адаптация» находит свое применение в более широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного профиля. В этих науках данное понятие включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Если же адаптация рассматривается в биологической парадигме как «функциональная и морфологическая перестройка живого организма для сохранения его целостности в процессе приспособления к живой природе», то социальный аспект детерминирует адаптацию как «социально-обусловленный уровень отражения, связанный с сознанием человека и направленный на приспособление индивида к условиям существования коллектива и общества». И.С. Зайцев считает, что суть адаптации заключается в способности организма после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой. Это предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти индивида о предшествующем опыте. Этим можно объяснить возможность адекватных социальных реакций человека при влиянии в новый коллектив, при попадании в новые социальные условия.

Термин «адаптация» происходит от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [2, c. 36].

Страницы: 1 2


Математико-статистическая обработка полученных данных
Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, а именно: выявления различий между группами младших и старших подростков, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения ...

Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста. Рефлексивное слушание – стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полу ...

Дневник наблюдений Стрельникова Александра 1 класс сентябрь 2009 г.
Дата, время Деятельность ребёнка Эмоциональное состояние ребёнка Взаимодействие с детьми с педагогом 8:00 Приход мальчика в школу Пришёл с весёлым настроением,ходит улыбается. Здоровается, но не со всеми одноклассниками, с некоторыми общается. Поздоровался с учительницей. 8:05 Подго ...