Предпосылки и этапы развития гендерной психологииСтраница 1
Гендерная психология – это область психологической науки, имеющая длинную предысторию и очень короткую историю. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. 20 века. Также неправомерно считать её детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.
В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1. Разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времён до конца 19 века)
2. Формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец 19 века – начало 20 века)
3. «Фрейдовский» период, связанный с именем З. Фрейда и психоанализом (начало 20 века – 1930-е гг.)
4. Начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950–1980-е гг.)
5. Бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфичных гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).
Говоря об античном периоде гендерных исследований следует отметить Платона и Аристотеля, которых можно обозначить как представителей первого периода
становления взглядов на гендер.
Платон Афинскийв своих трудах «Пир», «Государство» и других ввёл понятие андрогинов
и высказал мысль о дополнительности полов. Отношение к женщине было противоречивым: с одной стороны он считал её низшим существом, «пошлой Афродитой», с другой стороны – допускал её участие в делах государства наравне с мужчиной [7, С. 9].
Аристотель Стагирит
, в отличии от Платона выглядит скорее «антифеминистом». Взаимоотношения жены и мужа, должны быть отношениями рабы и господина. На его взгляд, мужчина и женщина не равные существа, мужчина – норма, женщина – отклонение от неё. Многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди 21 века – столь живучи гендерные стереотипы, подчёркивает Т.В. Бендас [7, С. 10].
В эпоху Возрождения Томас Мор
в своей «Золотой книге» рисует идеальное государство, где занятия мужчин и женщин не различаются. Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений [35, С. 462].
Томмазо Кампанелла
в «Городе Солнца» также высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жёстко регламентировал гендерные роли.
В дальнейшем несколько интересных идей, касающихся гендерной психологии высказал Жан-Жак Руссо.
Он проанализировал подобия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позднее будет названо гендерными стереотипами), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке, указывает в своей работе В.Н. Павленко [32, С. 138].
Иммануил Кант
разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство, а женщинам – пассивное. Очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной» [7, С. 12].
Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурьевысказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях. Он предложил создать «нейтральный» язык, с равным количеством мужских и женских наименований. Он предвидел многие проблемы современной гендерной психологии: кроме лингвистической проблемы, также современную идею дополнительности мужского и женского лидерства, идею о двойственности полового стандарта в сексуальной морали, разнообразии гендерных сексуальных отношений, отмечает Т.А. Репина [38, С. 23].
Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля
о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, он подчёркивал не «естественное» различие полов, а советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества, и наоборот [38, С. 25].
Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим – эталонным, даже мысль о необходимости регулирования рождаемости – это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии.
Итак, на первом этапе разные учёные высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии, но как самостоятельная область она ещё не сложилась.
Выводы
На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Мужчины чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития как творческой, так и коммуникативной способности к генерации юмора, тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями.
2. Лицам с высоким уровнем развития способно ...
Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников
Тревожность – одна из характеристик эмоционального благополучия ребёнка.
Эмоциональное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга его общения – он начинает учиться в школе. Тревожность у младших школьников возникает вследствие фрустрации потребности в надёжности, защищ ...
Обучение мнемическому приему «группировка»
Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения:
- первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), с ...