Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Предпосылки и этапы развития гендерной психологии

Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
Страница 1

Гендерная психология – это область психологической науки, имеющая длинную предысторию и очень короткую историю. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. 20 века. Также неправомерно считать её детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1. Разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времён до конца 19 века)

2. Формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец 19 века – начало 20 века)

3. «Фрейдовский» период, связанный с именем З. Фрейда и психоанализом (начало 20 века – 1930-е гг.)

4. Начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950–1980-е гг.)

5. Бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфичных гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).

Говоря об античном периоде гендерных исследований следует отметить Платона и Аристотеля, которых можно обозначить как представителей первого периода

становления взглядов на гендер.

Платон Афинскийв своих трудах «Пир», «Государство» и других ввёл понятие андрогинов

и высказал мысль о дополнительности полов. Отношение к женщине было противоречивым: с одной стороны он считал её низшим существом, «пошлой Афродитой», с другой стороны – допускал её участие в делах государства наравне с мужчиной [7, С. 9].

Аристотель Стагирит

, в отличии от Платона выглядит скорее «антифеминистом». Взаимоотношения жены и мужа, должны быть отношениями рабы и господина. На его взгляд, мужчина и женщина не равные существа, мужчина – норма, женщина – отклонение от неё. Многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди 21 века – столь живучи гендерные стереотипы, подчёркивает Т.В. Бендас [7, С. 10].

В эпоху Возрождения Томас Мор

в своей «Золотой книге» рисует идеальное государство, где занятия мужчин и женщин не различаются. Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений [35, С. 462].

Томмазо Кампанелла

в «Городе Солнца» также высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жёстко регламентировал гендерные роли.

В дальнейшем несколько интересных идей, касающихся гендерной психологии высказал Жан-Жак Руссо.

Он проанализировал подобия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позднее будет названо гендерными стереотипами), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке, указывает в своей работе В.Н. Павленко [32, С. 138].

Иммануил Кант

разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство, а женщинам – пассивное. Очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной» [7, С. 12].

Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурьевысказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях. Он предложил создать «нейтральный» язык, с равным количеством мужских и женских наименований. Он предвидел многие проблемы современной гендерной психологии: кроме лингвистической проблемы, также современную идею дополнительности мужского и женского лидерства, идею о двойственности полового стандарта в сексуальной морали, разнообразии гендерных сексуальных отношений, отмечает Т.А. Репина [38, С. 23].

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля

о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, он подчёркивал не «естественное» различие полов, а советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества, и наоборот [38, С. 25].

Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим – эталонным, даже мысль о необходимости регулирования рождаемости – это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии.

Итак, на первом этапе разные учёные высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии, но как самостоятельная область она ещё не сложилась.

Страницы: 1 2 3


Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с высоким уровнем психомоторной активности
-0,52 0,55 0,63 0,62 0,45 0,45 0,49 1. Фактор «социальная эмоциональность» имеет положительную корреляцию с факторами «ситуативная тревожность» (r= 0,55), (p≤ 0,05), «личностная тревожность» (r= 0,62), (p≤ 0,05). Медработники с высокой эмоциональностью в коммуникативной сфере, высокой чув ...

Обзор литературного по проблеме социального доминирования и ролевой структуры семьи. Динамика ролевой структуры семьи в истории
Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе. В.Н.Дружинин рассматривает языческую культуру, как пример традиционной системы отношений, где антропоморфные боги имели мужской или женский пол, а иногда – оба сразу. Самые древние религии характеризуются дом ...

Практическая часть. Программы кружковых занятий по живописи
Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском творческом коллективе помогают ребенку выявить и развить свои потенциальные творческие способности, способствуют развитию художественного в ...