Информация » Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления » Причины профессиональной деформации личности. Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел

Причины профессиональной деформации личности. Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел
Страница 5

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии — принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая, ведущая характеристика личности. Трудовая деятельность, профессия и формирует личность, и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера — это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми.

Некоторые авторы, пытаясь классифицировать деятельность, выделяют особый ее тип — служебную деятельность, службу, которая получила наибольшее распространение именно в России. Этот тип профессиональной деятельности отличается некоторыми особенностями, которые можно считать специфическим фактором профессиональной деформации.

Например, П.И. Смирнов вслед за другими считает, что даже русский национальный характер формировался как служебный характер. Он утверждает, что служба формирует такие ценности, стереотипы и свойства психики, которые принципиально отличны от рыночных видов деятельности. Он пишет: «Служебная деятельность внутренне противоречива, конфликтна. Она постоянно ставит человека в ситуацию постоянного выбора между требованиями служебного долга и стремлением к самореализации. Отсюда вытекает главный порок службы — «административный соблазн»; служащий очень часто склонен использовать данную ему власть в личных целях (не только для личного обогащения, но и чтобы показать просителю его ничтожество и свою значимость). Кроме того, служебная деятельность часто иррациональна для большинства исполнителей (поскольку не они принимают решения), требует контроля за исполнением решения, консервативна (инструкции устаревают, но меняются медленно), провоцирует имитацию деятельности. ( .) Служба способна (и это ее величайшее достоинство) придать смысл человеческому существованию, но далеко не каждый может усвоить для себя этот смысл».

Действительно, деятельность многих профессионалов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, может быть отнесена к разряду служебной деятельности. Особенностью этого вида деятельности следует, на наш взгляд, считать то, что субъект этой деятельности является представителем прежде всего государства, а не общества. Это «государев человек», он председательствует в качестве органа государственной власти и должен не акцентироваться на собственных интересах, а добиваться целей, поставленных государством. Именно это требует от сотрудника государственно-профессионального самоопределения.

Другие же особенности служебной деятельности, отмеченные П.И. Смирновым, не являются таковыми. Например, необходимость (само)контроля исполнительской деятельности — это обязательный элемент всякой нормированной деятельности.

В данном контексте следует отметить еще одну особенность деятельности сотрудника органов внутренних дел, о которой часто забывают, но которая нередко бывает основной причиной проявления профессиональной деформации. Имеется в виду постоянную необходимость даже в работе рядового патрульно-постовой службы заниматься «усмотрением». Этот термин входит во многие нормативные акты (должностные инструкции, законы и т. п.).

Он означает, что субъект обязан во многих конкретных и часто уникальных ситуациях действовать по собственному усмотрению исходя из специфики ситуации. Это означает, что субъект подобной деятельности должен не только хорошо знать, понимать и принимать те нормы деятельности, которые ему задает вышестоящий управленец — цели, планы, принципы, технологии, программы деятельности, — но и самостоятельно доопределять их исходя из специфики ситуации. Он должен не только действовать как исполнитель законов и подзаконных актов, но и зачастую выходить в управленческую позицию и самостоятельно принимать решения о своих последующих действиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками
Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Н.И. Семечкин отмечает, что самопознание влияет не только на отношение человека к себе, но и на отношение к другим людям. Наиболее ярко восприятие себя, система представлений о себе проявляется в само ...

Понятие возраста
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций: I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С С ...

Выводы и практические рекомендации
На основе исследования видно, что у детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Для более высокого уровня развития видов мышления необходимо проведение коррекционной работы по развитию мышления младших школьников. Умственное развитие ребёнка - сложный многогранный процесс. Диагностические программы помогут учителю исследоват ...