Причины профессиональной деформации личности. Факторы,
ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников органов внутренних
делСтраница 2
Эти факторы деятельности и общения могут приводить при определенных условиях к профессиональной деформации личности. Негативные изменения личности могут проявляться, например, в эффектах перцептивной адаптации, повышении порогов восприятия, когда восприятие фактов отклоняющегося поведения может притупляться, кое-кто как бы «привыкает» к ним (своеобразный механизм психологической защиты личности). Постоянно наблюдая «изнанку» жизни, при отсутствии необходимого социально-психологического иммунитета сотрудник может проявлять в отдельных случаях бездушие, формализм, черствость.
Деформация вследствие действия этих факторов деятельности может проявляться и следующим образом. С одной стороны, частое взаимодействие с преступным контингентом в ситуации противоборства формирует у сотрудника такое необходимое качество личности, как бдительность, т. е. постоянную готовность противостоять уловкам и ухищрениям. В этом проявляется положительное влияние деятельности на формирование личности, профессиональных черт характера, служебного опыта. Обостряются восприятие, наблюдательность, развиваются профессиональные умения и навыки.
Но, с другой стороны, частое и интенсивное общение с преступным миром может привести к трансформации бдительности в излишнюю подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. Некоторые начинающие сотрудники могут заразиться пессимистическими настроениями и вообразить, что подавляющее большинство населения — это потенциальные преступники, как многие врачи оценивают людей лишь в роли будущих пациентов. Сотрудник как бы воспринимает окружающих через окошко медвытрезвителя. А. Константинову, например, некоторые сотрудники уголовного розыска признавались в том, что им намного легче общаться с рецидивистами, чем с нормальными, правопослушными людьми [14, с.43].
Вся деятельность сотрудников, носящих милицейскую форму, в очень большой степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. Сам факт ношения специальной формы подчеркивает эту особенность деятельности и оказывает известное влияние на личность работника. От человека в милицейской форме все окружающие справедливо ждут строго определенного рода поведения — соучастия, поддержки, помощи, защиты. Окружающие, обращаясь за помощью к милиционеру, предполагают, что он грудью станет на защиту человека, которому угрожает опасность.
Люди ожидают, что именно милиционер обязан пресечь действия хулигана или пьяницы, а пожарный — смело и решительно действовать в борьбе с огнем. Это требует от сотрудников постоянной и высокой мобилизации всех своих человеческих ресурсов для выполнения служебных задач, поддержания постоянной готовности. Например, основная задача следователя (в психологическом аспекте) — реконструировать поведение и поступки подозреваемого или подследственного на определенном отрезке времени и оформить это документально. Такая сложная психологическая задача требует хорошего знания людей. Тем более что преступник чаще всего тщательно скрывает истинные факты, старается запутать следствие. Поэтому следователю приходится зачастую работать в ситуации активного противодействия со стороны собеседника.
Существенной особенностью деятельности сотрудника ОВД является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба милиционера. Конфликтность деятельности проявляется в самых разных формах. Вступая во взаимодействие с преступным элементом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия.
Причем антиобщественные элементы пренебрегают всеми социальными нормами, а сотрудники, сталкиваясь с ними, обязаны строго соблюдать законность. В этих эмоционально окрашенных ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять психическому заражению потерявшего над собой контроль человека. Все это предъявляет очень высокие требования к личности сотрудника, его педагогическому такту и психологической культуре.
Исследование взаимосвязи мануальной асимметрии и эмоционально-личностной и
когнитивной сферы. Выборка, процедура и методы
исследования
Целью работы является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка.
Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей. Структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик ра ...
Психологическое консультирование и просвещение. Папка-
передвижка
Влияние родительских установок на развитие детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика
состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет Фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это уста ...
Результаты констатирующего исследования
В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты.
Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1.
Протокол № 1
№
ФИО
Общая тревожность
Школьная тревожность
Самооценочная тревожность
Межличностная тревожность
Ма ...